Если нет счетчиков тариф с 2015 года
Как формируются тарифы ЖКХ
По сравнению с 2015 годом, тарифы на ЖКХ в 2016 году увеличились более, чем на 7%. Если раньше мы не задумывались об этом, то сейчас, когда значительную долю наших расходов составляет квартплата, многие собственники уже начинают внимательнее относиться к счетам за коммунальные услуги и пытаются разобраться в формулах, по которым производится расчет.
Стоимость жилищно-коммунальных услуг на человека в месяц, рубль Российская Федерация
*Данные взяты с сайта федеральной службы государственной статистики, www.gks.ru
В данной статье мы постараемся доступно рассказать, из чего состоит наша квартплата и на основе чего формируются тарифы ЖКХ.
Из чего состоит квартплата
В состав оплаты за услуги ЖКХ традиционно включают три взноса:
Содержание и текущий ремонт жилого помещения включает стоимость услуг, которые определены в договоре управления. Взнос рассчитывается по одному из самых “непрозрачных” тарифов на услуги ЖКХ.
Коммунальные услуги/оплата за коммунальные ресурсы. Данные услуги, в первую очередь, необходимы для создания комфортных условий жизнедеятельности человека. К ним относятся отопление, газоснабжение, электричество, водоснабжение и водоотведение.
Прочее. Данные услуги предоставляют иные организации, которые заключили договор лично с собственником жилья. Это может быть оплата за радио, телевидение и др.
Далее мы остановимся на первых двух пунктах более подробно.
Структура тарифа на жилищные услуги
Плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя работы по управлению многоквартирным домом и деятельность по содержанию и текущему ремонту общего имущества (лестниц, подвалов, лифтов и др.).
К таким услугам относятся:
облагораживание придомовых участков;
уборка во дворах;
содержание в чистоте и безопасности общественно-полезных площадей;
осуществление ремонтных работ различного уровня сложности.
Формально, согласно ч.7 ст.156 ЖК, размер платы за услуги устанавливают сами собственники жилья на общем собрании (если не созданы товарищества/жилищные кооперативы). Но в реальности в соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ чаще всего применяются тарифы, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
Ставки на жилищные услуги привязаны к 1 кв.м. общей площади жилья. Следовательно, чтобы получить сумму счета, необходимо умножить тариф (T) на площадь вашей квартиры (S).
Как правило, тарифы ЖКХ повышаются один раз в год. Так как площадь квартиры с течением времени не меняется, платеж за содержание и ремонт остается одинаковым на протяжении года.
Компоненты тарифа на коммунальные услуги
Коммунальные услуги включают подачу воды, газа, электричества и тепла, канализационные стоки (водоотведение) и общедомовые нужды. Тарифы и нормативы на эти ресурсы устанавливает государство.
Тариф – установленная стоимость за единицу ресурса, а норматив — количество ресурса на одного потребителя услуги в месяц, определенное законодательством региона.
Итоговая сумма по той или иной услуге зависит от наличия или отсутствия общедомовых и индивидуальных счетчиков и рассчитывается несколькими способами.
Обратим внимание, что собственники обязаны проводить поверку индивидуальных приборов учета (ИПУ) за свой счет в сроки, указанные в паспорте прибора учета. Иначе в дальнейшем счета на оплату за пользование водой будет рассчитываться по нормативу с учетом количества зарегистрированных в квартире жильцов.
Счетчиков нет
При отсутствии общедомового прибора учета тепла плата за отопление начисляется исходя из норматива, который меняется в зависимости от типа дома.
Формула будет выглядеть как умножение норматива (H) на площадь квартиры (S) и на тариф (T).
Если в квартире и в доме нет счетчиков, то для определения суммы платежей за воду и водоотведение также используют нормативы. В таком случае формула для расчета оплаты за воду будет представлять собой произведение тарифа (T) на норматив (H), а затем получившееся число на количество зарегистрированных граждан (N).
Счетчики есть
При наличии общедомового счетчика на тепловую энергию итоговая сумма за отопление распределяется между жителями в соответствии с площадью их квартир.
V – индивидуальное потребление;
V1 – общедомовое потребление;
S – общая площадь квартиры;
S1 – общая площадь жилых и нежилых помещений;
При расчете оплаты за воду формула будет выглядеть, как умножение количества потребленного ресурса (V) на тариф (T).
Таким образом, размер квартплаты каждый месяц меняется в зависимости от объема потребления по приборам учета. Используя специальную программу для расчета квартплаты, можно добиться повышения прозрачности начислений согласно действующим тарифам.
Общедомовые нужды
Законодательство в сфере ЖКХ постоянно меняется. Так, в начале 2017 года планируется введение нового закона, регулирующего отношения по вопросу расчета ОДН. Одним из нововведений будет перенос ОДН в статью «жилищные расходы» и его расчет по региональным нормативам вместо показаний счетчиков.
С осени 2012 года общедомовые расходы оплачиваются жильцами на основе показаний общедомовых счетчиков. Из этой величины вычитается сумма потребленного объема в жилых и нежилых помещениях. Полученная разница распределяется между гражданами пропорционально размеру площади принадлежащего помещения.
Если счетчика нет, то, как и в предыдущих случаях, расчет ведется по специальным нормативам на ОДН, которые разрабатываются комитетом по тарифам.
Как можно снизить тарифы ЖКХ
Стоимость тарифов ЖКХ напрямую зависят от экономической ситуации в стране и роста цен на топливно-энергетические ресурсы. Но, несмотря на это, существуют способы снижения ставок на ЖКУ. Одним из наиболее доступных способов является переход предприятий, работающих в сфере обслуживания жилья и коммунальных услуг, на упрощенную систему налогообложения. В результате данного метода, стоимость тарифов ЖКХ может быть снижена на 10-15%.
Как мы упоминали ранее, создание товарищества собственников недвижимости или жилья позволит самостоятельно устанавливать размер тарифов на жилищные услуги. При этом собственники сами смогут определять востребованность услуг и перечень необходимых работ. Более подробно методы снижения тарифов ЖКХ мы рассмотрим в следующих статьях.
ЖКХ без счетчика подорожали на 50%
Что стряслось?
1 января вступило в силу постановление правительства, которое повысило коэффициент на тарифы ЖКХ при отсутствии счетчиков. Теперь за свет, воду, газ и отопление без прибора учета нужно платить в 1,5 раза больше, чем если бы счетчик стоял.
Повышенные тарифы не используются, когда счетчик нельзя установить по техническим причинам — например, в аварийном доме.
Как было раньше?
В 2009 году в России приняли федеральный закон «Об энергосбережении». По этому закону до 1 июля 2012 года во всех квартирах и жилых домах должны быть установлены приборы учета воды, тепловой и электрической энергии. До 1 января 2015 года нужно было установить счетчики на газ, если дом газифицирован.
Для тех, кто не успел или не захотел установить счетчики, в 2014 году правительство установило повышающие коэффициенты к тарифам ЖКХ. Например, с 1 января 2015 года нужно было платить на 10% больше. С 1 января 2016 года — на 40%.
Несмотря на то, что по закону все обязаны это делать, никаких других санкций не предусмотрено. Если в доме нет счетчика на воду или газ, в квитанции просто будет указан повышенный тариф. Для заключения договора на новое подключение счетчик придется установить в любом случае. Например, если построен новый дом и нужно подвести электричество, воду и газ, при заключении договора нужно установить счетчики и предоставить их паспорта. Без этого договор не заключают.
А если дом построен давно, в нем есть газ, вода и свет, но нет счетчиков, ресурсами все равно можно пользоваться. Но платить придется на 50% больше. Или если управляющая компания в старом многоквартирном доме предлагает установить счетчики на воду, но некоторые собственники не хотят или не могут это сделать, им тоже просто придет квитанция с повышенным тарифом.
Если счетчик в доме нельзя установить по техническим причинам, коэффициенты не применяются. Для этого нужно иметь акт обследования, который подтвердит этот факт. Например, счетчики нельзя установить в аварийных домах или маневренном фонде.
Если счетчик нельзя установить, потому что он некрасиво смотрится на кухне или придется разбирать шкафчик в ванной, повышенные коэффициенты все равно применяются.
Что изменилось?
Принцип расчета тарифов не изменился. Но повышающий коэффициент правительство увеличило с 1,4 до 1,5. То есть по сравнению с 2016 годом плата за коммунальные услуги без счетчика вырастет на 7%.
Например, если за свет, отопление и воду в 2016 году без счетчиков семья платила 6000 рублей в месяц, то в 2017 году будет платить 6420.
А если семья установит счетчик в квартире, то в 2017 году будет платить 4300 рублей в месяц. Экономия за год составит 26400 рублей.
Зачем повышать тарифы? Без счетчиков и так оплачиваешь больше, чем фактически потребляешь.
Минстрой посчитал, что счетчики есть в 70% квартир и домов. В остальных домах счетчики не установлены по разным причинам.
Например, у хозяев нет денег, чтобы купить приборы учета и оплатить работу мастера. Или устанавливать счетчик невыгодно, потому что в квартире прописаны двое, а фактически проживает семеро. И если сейчас в квитанции учитывается объем воды на двоих, то после установки счетчика будет учитываться тот объем ресурсов, который тратят семеро.
Или кроме дома газом отапливается еще теплица и гараж. В квитанции учитывается только жилая площадь. После установки счетчика станет понятно, сколько кубометров газа на самом деле потребляет это домовладение. Оплачивать придется фактический объем.
Повышенные тарифы — одна из мер реализации федерального закона. Правительство так делает для того, чтобы не было воровства ресурсов и их не тратили больше, чем нужно.
А если счетчик есть, тарифы не вырастут?
Правительство решило не увеличивать тарифы на ЖКХ с 1 января 2017 года. То есть стоимость 1 куб. м горячей воды или 1 кВт электроэнергии останется такой же, как в 2016 году.
Но с 1 июля тарифы увеличатся. Насколько повысится плата за ЖКХ, решают субъекты. Правительство установило средние индексы повышения тарифов с 1 июля. Например, в Астраханской области коммунальные услуги подорожают в среднем на 4,4%. В Иркутской области — на 5%, в Москве — на 7%, а в Петербурге — на 6%.
Что мне делать сейчас?
Если вы не хотите переплачивать за коммунальные услуги, внимательно посчитайте, выгодно ли вам устанавливать счетчики. Посчитать нужно каждый вид ресурсов. На газ устанавливать счетчик может быть выгодно, а на воду — невыгодно. И наоборот.
Стандартного расчета нет, для каждой семьи нужно учитывать свои обстоятельства:
- Сколько человек прописано и фактически проживает;
- Какая техника установлена;
- Какой класс энергопотребления она имеет;
- Какая площадь указана в документах, а какая фактически отапливается.
Пример, когда считать воду невыгодно. В частном доме с участком прописана одна бабушка. С ней летом живет сын с женой и ребенком. У бабушки есть огород и две теплицы, которые она поливает с мая по сентябрь. По квитанции без счетчика бабушке начисляют норматив потребления воды на 1 человека и полив 2 соток. Фактически воду тратят 4 человека, а поливает бабушка не 2 сотки, а 4. А еще за грядками есть газон, и туда каждую ночь выставляют разбрызгиватель, чтобы трава была зеленой. Бабушке невыгодно ставить счетчик. Выгоднее платить за воду по повышенному тарифу.
Пример, когда считать свет выгодно. В квартире родителей прописаны их дети и внуки. На самом деле там живут одни родители, потому что дети с семьями снимают жилье. А на все лето супруги уезжают на дачу и в квартире бывают только по выходным. Каждый месяц весь год по квитанции начисляется плата за свет по нормативам на 7 человек. На самом деле электроэнергией пользуются только двое и не весь год. В этой квартире выгодно установить счетчики на электроэнергию, чтобы платить меньше.
При расчете выгоды учитывайте, сколько счетчиков нужно установить, их цену и стоимость работы мастера. В разных регионах цены отличаются. Если вы устанавливаете счетчик на газ, узнайте, какой именно разрешат установить в вашем доме. Уличные газовые счетчики стоят дороже, чем внутренние.
После того как закончится срок поверки счетчика, его нужно менять или платить за повторную поверку.
Некоторые управляющие компании устанавливают счетчики бесплатно.
Если вы решили установить счетчики в квартире, обратитесь в управляющую компанию. Если у вас нет управляющей компании, позвоните по телефону, указанному в квитанции на ЖКХ. Вас проконсультируют по цене и срокам установки.
Если вы против приборов учета, можете их не устанавливать. За несоблюдение требований федерального закона пока нет других санкций, кроме повышенных тарифов.
Деньги | Тарифы на коммуналку. Какие услуги подорожали с 1 января: газ, электричество, тепло и вода
С 1 января в Украине выросли почти все коммунальные тарифы для населения. Разбираемся, почему и насколько
Новый год для украинцев начинается с подорожания коммуналки. С 1 января в Украине выросла для населения цена на газ, электроэнергию, отопление и холодную воду.
Это значит, что уже в середине февраля украинцы получат коммунальные платежи с повышенными тарифами. Почему и насколько подрожали коммунальные услуги?
Новые цены на газ
С 1 августа 2020 года в Украине нет единой цены на газ для населения. Теперь даже на одном этаже многоквартирного дома стоимость «голубого топлива» в разных квартирах может отличаться – где-то на 1 грн за кубометр, а где-то – почти на 4 грн. Все зависит от предложений газового поставщика, с которым потребитель заключил контракт на поставку.
Традиционно с приближением зимы дорожают газ и электроэнергия. Этому есть простое объяснение: чем выше спрос, тем дороже предложение. По такому принципу работает рынок, и вот уже пять месяцев это правило действует для украинских потребителей.
По подсчетам LIGA.net, на январь 2021 года в Украине работает 55 поставщиков. Их предложения варьируются от 7 до 10,8 грн за кубометр газа (средняя цена – 9,04 грн за куб). Это на 1 грн дороже, чем в декабре (смотрите все цены в таблице).
Но стоимость газа от поставщика – еще не вся сумма, которую должен заплатить потребитель.
Так, с 1 января 2020 года для украинских домохозяйств действует отдельный тариф на распределение газа. До этого он был частью конечного счета, но в декабре 2019-го НКРЭКУ отделила его в самостоятельную платежку, рассчитав по специальной формуле (подробнее мы писали тут>>>).
И с 1 января 2021 года тариф вырос почти вдвое для 42 облгазов. В среднем по стране стоимость услуги в этом году составит около 2 грн за кубометр вместо 1,2 грн, как было прошлом году.
Резкое повышение в НКРЭКУ объяснили необходимостью компенсировать недополученную прибыль облгазов за 2015-2019 годы, когда регулятор не пересматривал тарифы на газ для населения и компании поставляли топливо потребителям себе в убыток.
Нажмите на инфографику, чтобы увеличить ее
Новые цены на отопление
Цены на газ – главный индикатор для тарифа на тепловую энергию, которую производят теплоэлектростанции. В структуре тарифа ТЭЦ стоимость газа составляет около 80%.
Поэтому вслед за ростом цен на поставку и распределение «голубого топлива» регулятор должен пересматривать тариф на тепло и горячую воду. 2021 год – не исключение.
Так, с 1 января цены на тепло для 23 ТЭЦ по всей стране вырастут на 5,5-50% в зависимости от области. Однако гигакалории подорожают везде – средневзвешенный тариф на тепло составит 1121,7 грн/Гкал.
Меньше всего цены увеличились для Днепровской ТЭЦ (на 5,5%), максимально – для компании «Евро-реконструкция» (на 49,7%), которая обслуживает левый берег города Киева.
Подробнее с тарифами на тепловую энергию можно ознакомиться в таблице.
Новые цены на электроэнергию
Разговоры о необходимости повысить в Украине цены на электроэнергию для населения не прекращались с июля 2019 года, когда страна перешла на оптовую модель энергорынка. Для этого есть объективные причины: до 1 января 2021-го тариф на электричество для домохозяйств не пересматривался с 2017 года.
Последние четыре года бытовые потребители платили за электроэнергию по двум тарифам: первые 100 кВт-ч за месяц – по 90 копеек/кВт-ч, а все, что выше, – по 1,68 грн/кВт-ч (с учетом НДС и расходов на поставку и передачу).
В среднем, по данным Министерства энергетики, население платило в 2020 году за электроэнергию около 1,04 грн/кВт-ч. Это почти в три раза меньше, чем сегодня за этот ресурс платит бизнес.
Например, 6 января с учетом расходов на передачу, НДС и котировок на электроэнергию на «рынке на сутки вперед» один киловатт-час электричества для промышленности стоил в среднем 3,01 грн.
Разница в ценах и долги на энергорынке в 50 млрд грн вынудили Кабмин сократить льготы для домохозяйств, чтобы уменьшить финансовую нагрузку на госкомпанию Энергоатом, Укргидроэнерго и Укрэнерго. 28 декабря правительство фактически ввело единый тариф на электричество для населения на уровне 1,68 грн/кВт-ч.
По этой цене, согласно данным НКРЭКУ, и до повышения платило около 60% населения Украины. Она будет действовать до 31 марта 2021 года. При этом как компенсатор Кабмин оставил в силе для потребителей заниженные коэффициенты, которые установили двух- или трехзонные счетчики.
Новые цены на холодную воду
Традиционно тарифы на поставку и водоотвод холодной воды в Украине пересматриваются каждый год. Причины для этого разные: повышение зарплат сотрудникам, подорожание жидкого хлора для очистки воды и рост цен на электроэнергию.
Последний фактор – одна из главных причин, почему НКРЭКУ повысила цены на холодную воду для домохозяйств с 1 января 2021 года примерно на 19%. По данным Ассоциации водоканалов Украины, стоимость электроэнергии занимает 40% в себестоимости услуг на поставку и водоотвод для населения.
Активнее всего тарифы на воду поднялись в пяти городах: Николаеве (+25,2%), Полтаве (+21,7%), Луцке (+19,1%), Кропивницком (+18,3%) и Херсоне (+18,2%).
Средняя по стране цена – около 23,6 грн за кубометр воды (без НДС).
Для граждан
Информация
Информация по изменению платы граждан за коммунальные услуги в Магаданской области в 2021 году
Постановлением губернатора Магаданской области от 13 декабря 2018 года № 235-п (в редакции указа губернатора от 15 декабря 2020 года № 222-у) по всем муниципальным образованиям Магаданской области установлены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в 2021 году (к декабрю предшествующего года): с 01 января 2021 года – 0,0%, с 01 июля 2021 года – 3,8%.
Это означает, что с 01 июля 2021 года размер совокупной платы гражданина за коммунальные услуги на территории Магаданской области вырастет не более чем на 3,8% к размеру совокупной платы за декабрь 2020 года. Фактически же в среднем по региону размер платы за коммунальные услуги с 01 июля 2021 года вырастет только на 3,3%.
Предельные индексы устанавливаются и применяются исходя из следующих условий:
— неизменности порядка оплаты коммунальных услуг;
— принципа неизменности набора и объемов потребления коммунальных услуг.
Размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце начиная с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года сопоставляется с размером вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре 2020 года, при этом объем потребления коммунальных услуг при расчете и применении предельных индексов в сравниваемых периодах (месяцах) принимается равным объему, действующему в базовом периоде (декабре 2020 года).
Если сравнивать с соседними регионами, то, к примеру, в Республике Саха (Якутия) — прирост платы за коммунальные услуги установлен на отметке 8,4%, в Сахалинской области – 3,8%, Еврейской автономной области – 4,1%, Приморском крае – от 4,0% до 5,5% (в зависимости от муниципального района), Камчатском крае – от 3,7% до 6,1% (в зависимости от муниципального района), Хабаровском крае – 3,8% и в Чукотской автономной области – 6,2%.
Различия в установленных размерах изменения платы граждан за коммунальные услуги обусловлены рядом причин, а именно: объемами реализации ресурсов, что зависит от численности населения, различными климатическими условиями, транспортной отдаленностью от центральных районов страны и тем самым удорожанием поставок необходимых материалов и топлива в регион, объемами необходимых работ, связанных с обновлением инженерных сетей и оборудования, другими причинами, связанными с особенностями производства ресурсов в регионе.
Необходимо обратить внимание, что ограничение прироста платы в 3,8% не распространяется на жилищные услуги: плату за наем и плату за ремонт и содержание жилого помещения, так как стоимость жилищных услуг государством не регулируется и определяется собственниками жилых помещений.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление (в том числе поставку угля и дров при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами.
Отметим, что жилищно-коммунальное хозяйство (далее – ЖКХ) является одной из важнейших отраслей народного хозяйства. Это самостоятельный сектор экономики, который обеспечивает функционирование жилых зданий и создает безопасное, удобное и комфортабельное проживание в них граждан.
Услуги, оказываемые предприятиями ЖКХ, отличаются незаменимостью, жизненной необходимостью, а также совпадением процесса производства и потребления.
Вместе с тем, надежность и стабильность оказания коммунальных услуг требуемого качества и количества напрямую зависят от величины установленных тарифов, по которым данные услуги продаются, поскольку именно размер тарифов, в первую очередь, определяет финансово-экономическое состояние предприятий ЖКХ.
Указанные предприятия должны обеспечивать непрерывный
и бесперебойный производственный процесс, для чего, как экономические субъекты, они вынуждены нести бремя соответствующих расходов, в том числе, обязаны своевременно и в полном объеме исполнять свои финансовые обязательства перед кредиторами, перед поставщиками и подрядчиками, перед рабочим персоналом, перед бюджетом. В данном контексте важно отметить, что ЖКХ, являясь важнейшей отраслью экономики, лидирует по осуществлению затрат на потребление энергии (наиболее дорогих в себестоимости коммунальной услуги). Возможность предприятий платить по указанным обязательствам обеспечивается выручкой, получаемой от оплаты потребителями коммунальных услуг по установленным тарифам.
Все важнейшие направления расходов организаций коммунального комплекса, такие как: закупка топлива к отопительному сезону, проведение текущего и капитального ремонта изнашиваемого оборудования, аренда производственных площадей, выплата заработной платы рабочим – финансируются за счет средств, вырученных предприятиями от продажи коммунальных услуг и полученных в виде соответствующей платы от потребителей этих услуг, в т.ч. граждан, по установленным тарифам.
В этой связи, необходимо также различать понятия «тариф за коммунальную услугу» и «платеж за коммунальные услуги».
Под тарифом на коммунальную услугу понимается стоимость коммунального ресурса, выраженная в рублях за единицу ресурса (например, за питьевую воду – в рублях за 1 кубический метр воды, за электроэнергию – в рублях за 1 кВт*ч электрической энергии и т.п.).
Под платежом за коммунальную услугу понимается произведение тарифа на объем потребленного коммунального ресурса, определенного по показаниям приборов учета, либо по установленным уполномоченным в сфере регулирования тарифов органом власти нормативам.
В целом расчет платы за коммунальные услуги можно представить следующим образом: