Schetchiksg.ru

Счетчик СГ
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Если установка счетчика невозможна

Как избежать повышающего коэффициента, если нет возможности поставить ИПУ?

В МКД в квартирах граждане по техническим особенностям не могут установить индивидуальные приборы учета. Платят по нормативу ресурсовикам напрямую. С введением повышающего коэффициента на норматив для не «оприборенного» жилья существенно возросла плата граждан. Что нужно и в каком порядке сделать собственникам, чтобы официально был зафиксирован факт невозможности установить такой прибор, чтобы уйти от наказания повышающим коэффициентом?

Согласно пп. к(3) п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года, потребитель коммунальных услуг вправе требовать от исполнителя составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета.

Такой акт будет являться основанием для неприменения повышающего коэффициента при расчете платы за коммунальные услуги в отсутствие приборов учета.

При составлении акта вправе присутствовать иные лица, в том числе лицо, которое несет ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме, члены совета многоквартирного дома,

Аналогичное правомочие в части определения технической возможности установки общедомового прибора учета предоставлено потребителю п. к(5) Правил.

Существенным отличием для составления актов, определяющих наличие технической возможности установить общедомовой прибор учета, от актов, касающихся индивидуальных приборов учета, является обязательное участие ресурсоснабжающей организации.

П. 81 Правил относит полномочие по утверждению критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также формы акта обследования и порядка ее заполнения к компетенции Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. В редакции Правил предоставления коммунальных услугу, действовавшей до 26.02.2014 года это правомочие было предоставлено Министерству регионального развития региона России.

Критерии, форма акта обследования и порядок ее заполнения были утверждены Приказом Министерства регионального развития региона России от 29.12.2011 N 627. Ознакомиться с полным текстом приказа Вы можете на сайте НП «ЖКХ Контроль», перейдя по ссылке.

Если принадлежащее собственнику помещение в многоквартирном доме, не оборудовано индивидуальными приборами учета, а равно отсутствуют общедомовые приборы учета, обязанность по инициированию процедуры составления акта об отсутствии технической возможности их установки возложена на собственников.

Начать необходимо с обращения к исполнителю, которым является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Исполнителем является организация (индивидуальный предприниматель) осуществляющая управление многоквартирным домом (УК, ТСЖ, ЖСК, иной потребительский кооператив).

Если собственниками реализовано непосредственное управление, то заявление должно быть адресовано ресурсоснабжающей организации.

Исполнителем должно быть организовано проведение обследования с составлением акта.

Приказом утверждены следующие критерии:

  1. установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
  2. невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки;
  3. в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены;

Дополнительный критерий, применяемый при определении возможности установки индивидуальным приборов учета тепловой энергии, это наличие в доме вертикальной разводки инженерной системы отопления, обусловленное проектными характеристиками.

Читайте так же:
Счетчик нева 303 1so технические характеристики

Достаточно наличия одного из приведенных оснований.

Возможность составления акта не предусмотрена для домов, введенных в эксплуатацию после вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные, поскольку п.6 ст. 11 указанного закона установлен прямой запрет на ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов. Факт наличия возможности установки приборов учета в таких домах считается доказанным.

Обращаем Ваше внимание, что необходимость составления акта обусловлена не только наличием повышающего коэффициента. В связи с внесенными постановлением Правительства РФ №1498 от 26.12.2016 года изменениями в Правила предоставления коммунальных услуг, условием перерасчета платы за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении является наличие акта об отсутствии технической возможности установки в таком помещении индивидуальных приборов учета.

После составления акта выставление платы с учетом повышающего коэффициента может рассматривать как нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшее его увеличение, что дает основание потребителю требовать во внесудебном порядке выплаты штрафа, предусмотренного п. 155 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года. Размер штрафа составляет 50% от величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить.

Как доказать, что счетчики в квартире установить невозможно?

По данным статистики, к середине прошлого года приборами учета было обеспечено порядка 70 % российских квартир. При этом, согласно законодательству*, уже с начала этого года граждан, не исполнивших требования по установке счетчиков, с первыми платежками ждут неприятные сюрпризы – введены повышающие коэффициенты к нормативам. Однако мало кто знает, что уберечься от санкций можно: если получится доказать, что поставить приборы не получится по техническим причинам.

Газовая революция?

Прежде всего, мы напоминаем, что повышающие нормативы не затронут тех, кто не поставил счетчики на газ. Кроме того, уже сейчас есть планы Правительства внести изменения в закон об энергосбережении, предусматривающие отмену необходимости устанавливать квартирные газовые счетчики. При этом отдельные источники, в частности, Российское агентство правовой и судебной информации со ссылкой на РИА Новости сообщает, что еще в конце прошлого года Президент России Владимир Путин подписал закон, отменивший требования по установке. РАПСИ отмечает, что с 1 января приборы учета необходимы только для тех квартир, максимальный объем потребления природного газа в которых составляет более 2 кубометров в час. Таким образом, пользоваться счетчиками не обязательно тем, кому газ нужен исключительно для приготовления пищи.

Дорогое тепло

Между тем, собственники жилых помещений обязаны установить в своих квартирах счетчики воды, отопления и электричества, а также общедомовые счетчики**. Отказ следовать требованиям законодательных актов повлечет за собой дополнительные траты, связанные с повышением нормативов. Если конструктивные особенности дома, построенного в постсоветский период с вертикальными системами отопления, не позволяют установить квартирные счетчики, это не освобождает жильцов от санкций, потому что в таком случае должны стоять общедомовые приборы учета. Если их нет, законодательство предусматривает применение повышающих коэффициентов на отопление:
• с 1 января по 30 июня 2015 года до 1,1;
• с 1 июля по 31 декабря 2015 года до 1,2;
• с 1 января по 30 июня 2016 года до 1,4;
• с 1 июля по 31 декабря 2016 года до 1,5;
• с 2017 года до 1,6.

Читайте так же:
Яндекс метрика https счетчик

Тушите свет

Аналогичным образом изменятся коэффициенты на горячее и холодное водоснабжение и электроснабжение. С учетом того, что оплата коммунальных услуг складывается из двух составляющих: платы за услуги, израсходованные в квартирах, а также при пользовании общедомовым имуществом, повышающие коэффициенты при отсутствии счетчиков будут применяться к нормативам расхода и в квартирах, и на общедомовые нужды.

Не так страшен счет…

Однако следует учесть, что закон*** предусматривает освобождение потребителей от применения повышающих коэффициентов к нормативам. Основанием для этого является отсутствие технической возможности установить счетчик, и это распространяется как на квартирные, так и на общие приборы. Таким образом, счетчик установить невозможно, если:
• установка прибора учета по проектным характеристикам дома или квартиры невозможна без реконструкции, капитального ремонта внутридомовых инженерных систем или без создания новых инженерных систем;
• при установке прибора учета невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к нему или месту установки, предъявляемых законодательством;
• в месте, где необходимо установить прибор учета (на любой энергоноситель), невозможно соблюсти требования законодательства об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании к условиям эксплуатации счетчика. К неудовлетворительным условиям относятся отклонение температурного режима, влажности, наличие электромагнитных помех, затопление помещений, невозможность обеспечения доступа для снятия показаний, обслуживания прибора, его замены.
Результаты обследования фиксируются актом ( образец документа можно скачать здесь ), копии которого вручаются каждому лицу, присутствующему при проведении анализа. При наличии такого документа повышающие коэффициенты не будут применяться.

* Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»
** Федеральный Закон от 23 ноября 2009 года № 261 «Об энергосбережении…»
*** Приказ Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 года № 627

Установка общедомовых счетчиков (узлов коммерческого учета) тепла и воды

  • (УКР) Боротьба з боржниками з «ОСББ 365»
  • Методика определения размера взносов

Установка общедомовых счетчиков (узлов коммерческого учета) тепла и воды

Летом 2017 был принят Закон Украины «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения». Этот закон фактически запретил предприятиям-операторам внешних инженерных сетей (не следует путать с поставщиком коммунальной услуги, хотя в большинстве случаев это одно и то же предприятие) предоставлять услуги потребителям, здания которых не оборудованы узлами коммерческого учета. Узел коммерческого учета — это общедомовой счетчик с дополнительным оборудованием, необходимым для его функционирования. Таких узлов учета в доме может быть несколько, если есть несколько вводов в здание соответствующей инженерной сети — по одному узлу на каждый ввод.

Точнее будет сказать, что Закон запретил присоединять новые здания к внешним инженерным сетям, если они не оснащении узлами коммерческого учета. По домов и нежилых сооружений, которые на момент принятия Закона уже были присоединены к внешним инженерным сетям и получают коммунальную услугу — Закон обязал операторов внешних сетей оборудовать такие дома узлами учета. Но, при этом, Закон не освободил совладельцев дома от уплаты стоимости такого оснащения. Он лишь дал возможность совладельцам оплатить эти средства в рассрочку оператору (поставщику коммунальной услуги), если такие работы выполняет оператор, или установить узел коммерческого учета самостоятельно. Рассрочка предоставляется на 5 лет, если иное не определено сторонами в соответствующем протоколе. Таким образом, работы по оснащению дома узлом (узлами) коммерческого учета все равно платят совладельцы, кроме случаев, когда средства на такое оснащение выделенные из местного бюджета органом местного самоуправления в виде специальных городских программ, грантов и тому подобное. Но воспользоваться (принять участие) в таких программах могут только потребители домов, которые на момент принятия Закона уже были присоединены к внешним сетям. Новостройки имеет оборудовать узлами коммерческого учета застройщик. Дом, который заново присоединяется к внешней инженерной сети после отключения, оборудуется узлом учета силами совладельцев, без возможности оплаты стоимости таких работ оператору в рассрочку.

Читайте так же:
Установка шрп с счетчиком

Причем, что важно, Закон предусматривает, что расходы на оснащение дома узлом (узлами) коммерческого учета, совершенные оператором внешних сетей, возмещают все совладельцы дома, в том числе и те, квартиры (или нежилые помещения) которых оборудованы системами автономного отопления. Об этом говорится в п.6 статьи 3 Закона о коммерческом учете.

Во исполнение такого оснащения оператору внешних сетей Законом отведено со дня вступления в силу (п.2 Заключительных положений):

  • для тепловой энергии — 1 год
  • для питьевого водоснабжения — 1 год для нежилых зданий и 2 года для жилых домов.

То есть, до конца июня 2018 предприятия-операторы тепловых сетей должны оборудовать все жилые дома узлами учета и начать начислять взносы за установку, замену и обслуживание. Но если они этого сделать не успели, то у операторов внешних сетей еще два года до 01.08.2020р., Так как именно с этой даты их начнут штрафовать за нарушение сроков оснащения жилых домов узлами коммерческого учета. Для предприятий-операторов сетей водоснабжения, соответственно, срок до конца июня 2019 на оснащение жилых домов узлами коммерческого учета, и еще год до 01.08.2020р. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 13 Закона, размер штрафа составляет 1 процент от начисленных сумм за последний месяц потребителям, дома которых не оснащены узлами коммерческого учета. Причем, заметим, что включать эти санкции вкладам на установку, замену и обслуживание узлов учета не позволяет Методика определения этих взносов (абз. 6 п.3 части 2 Методики), утвержденной Постановлением КМУ от 05.06.2018р. №129.

Каким образом это происходит? Подробнее о Порядок оснащения зданий узлами коммерческого учета в этой статье.

Кроме этого Закон содержит требования по оснащению помещений конечных потребителей в здании узлами распределительного учета (или приборами-распределителями для тепловой энергии). Узел распределительного учета — это так сказать «квартирный счетчик», то есть прибор учета (с дополнительным оборудованием необходимым для его работы), который учитывает объемы потребления конкретного потребителя (квартиры, нежилого помещения и т.д.). Изложены они в ст. 4 Закона, при этом пункт 8 настоящей статьи прямо говорит, что совладельцы зданий, которые были присоединены к внешним сетям обязаны оборудовать свои помещения узлами распределительного учета в течение трех лет со дня вступления в силу Закона. В Законе упоминается также возможность использования приборов-распределителей для распределительного учета. Прибор-распределитель — это тот же прибор индивидуального учета. Главное отличие прибора-распределителя от узла распределительного учета — это то, что узел распределительного учета учитывает именно объемы потребления, в тех же единицах измерения, что и общедомовой (подъездный) счетчик и для начисления нужны только показы узла распределительного учета, а прибор-распределитель определяет только долю потребленную конечным потребителем в общих объемах определенным узлом коммерческого учета (общедомовых или подъездных счетчиком). И для начисления нужны показания общедомового счетчика, из которых вычитается, согласно показов-прибора распределителя, доля потребленной конечным потребителем. В случае установки приборов-распределителей — устанавливаются они на всех отопительных приборах. Модель этих приборов определяется совладельцами дома по согласованию с оператором внешних сетей. Согласно п.7 ст. 4 Закона, установка приборов-распределителей разрешается, если установка узлов распределительного учета невозможна технически. Возможность установки узлов распределительного учета определяется соответствующим Порядком.

Итак, Закон требует оснащения всех помещений в многоквартирном доме (жилых и нежилых), кроме помещений общего пользования, узлами распределительного учета или приборами-распределителями. Причем, новые дома, вводимые в эксплуатацию после вступления в силу Закона, запрещается оснащать приборами-распределителями, устанавливать в них можно только узлы распределительного учета. Для квартир / нежилых помещений, которые на законных основаниях отсоединены от сетей централизованного отопления / горячего водоснабжения (т.е. оборудованы автономными системами отопления), оснащение узлами распределительного учета / приборами-распределителями не обязательно. Оснащение помещений конечных потребителей узлами распределительного учета / приборами-распределителями осуществляется за счет собственников этих помещений. Кроме случаев участия в специальных городских программах.

Читайте так же:
Как сделать счетчик для нового года

Подытожим, что определил этот закон. Оснащение многоквартирных домов узлами коммерческого учета (общедомовыми или подъездными счетчиками) тепла и воды — обязательно. Такое оснащение может быть выполнено собственными силами совладельцев, за собранные ими средства на эти цели. Или может быть осуществлено оператором внешних сетей за свой счет, но с последующим возмещением этих расходов совладельцами дома в течение 5-ти лет. Или за счет средств местного бюджета, если орган местного самоуправления выделил средства на выполнение специальных программ. Далее, оснащение квартир и нежилых помещений узлами распределительного учета / приборами-распределителями ( «квартирными счетчиками») тепла и воды — обязательное, кроме помещений оборудованных системами автономного отопления и мест общего пользования. Такое оснащение осуществляется за счет собственников квартир и нежилых помещений. Или за счет средств, выделенных на проведение специальных программ из местного бюджета. Все это должно быть осуществлено до августа 2020 года.

Что надо знать об установке или замене общедомовых счетчиков тепла

  • Преимущества и необходимость установки общедомовых теплосчетчиков
  • Вопрос стоимости установки общедомового счетчика тепла и экономическая выгода
  • Порядок действий и список необходимых видов работ при установке или замене счетчика тепла

Монтаж любых приборов учета потребителями ресурсов производится с целью контроля расходов и оптимизации сумм оплаты за них. Однако имеется и законодательная основа для того, чтобы совладельцы многоквартирного дома озаботились этой проблемой и исполнили нормы ФЗ № 261 «Об энергосбережении», в которых четко регулируются основные вопросы проблемы бережного и рационального потребления ресурсов.

Преимущества и необходимость установки общедомовых теплосчетчиков

Уже давно многие потребители привыкли к тому, что производить оплату за потребленные ресурсы по факту их реального потребления экономически справедливо и практически удобно. Однако контроль потребления тепловой энергии представляет определенные сложности, в том числе и из-за особенностей систем отопления многоквартирных домов. Поэтому экономить необходимо солидарно с другими совладельцами, установив общедомовой счетчик тепла. В этом случае оплата за потребленную во всем доме тепловую энергию производится всеми владельцами, а начисления осуществляются, исходя из площади квартир.

Сразу нужно обратить внимание на то, что общедомовой теплосчетчик – это не только прибор для учета потребленного теплоносителя, его возможности значительно шире. По сути, это прибор, состоящий из нескольких разных устройств:

  • расходомера;
  • вычислителя;
  • температурных датчиков.

Кроме того, некоторые модели могут также контролировать качество и чистоту подаваемого в систему теплоносителя. Поэтому выбор счетчика тепла следует осуществлять с учетом технических характеристик системы отопления дома, количества потребляемой тепловой энергии, наличия электромагнитных помех. Эти и другие факторы существенно могут влиять на точность получаемых результатов и срок эксплуатации.

В зависимости от функциональных возможностей общедомовых счетчиков тепла и технических особенностей системы отопления, наличие прибора учета может:

  • учитывать количество потребленной тепловой энергии;
  • контролировать наличие проблем, связанных с утечкой теплоносителя;
  • осуществлять эффективное распределение по стоякам или подъездам дома и т.д.

Кроме того, наличие общедомового теплосчетчика позволяет организовать автоматическую систему сбора и диспетчеризации данных с включением в нее всех индивидуальных приборов учета тепла, установленных в квартирах.

Читайте так же:
Почему нельзя устанавливать счетчики вертикально

Вопрос стоимости установки общедомового счетчика тепла и экономическая выгода

Нужно отметить, что вопрос установки общедомового счетчика тепла иногда вызывает у жильцов дома явное или скрытое противодействие. Причина тому – довольно высокие расходы на покупку прибора учета и его монтаж, которые должны нести именно собственники квартир. И даже реальная окупаемость затрат в течение 2-3 лет не всегда может быть убедительной. Хотя, если учесть тот факт, что монтируемый узел тепла является законной границей между зонами ответственности ресурсоснабжающей организации и жильцов (в лице УК или ТСЖ), то вопрос установки теплосчетчика выглядит весьма привлекательно. Ведь в таком случае все попытки ресурсоснабжающей организации доказать, что они поставили в дом больше тепла, чем зафиксировал прибор, обречены, так как именно показания счетчика приоритетны.

Стоимость установки или замены теплосчетчика складывается из нескольких критериев:

  • цены прибора учета, его комплектации и функциональных возможностей;
  • разработки и согласования проектно-технической документации;
  • необходимости проведения дополнительных строительных или сантехнических работ;
  • сложности монтажа и т.д.

Важно обратить внимание на то, что нужно выбирать надежные модели счетчиков тепла, которые будут оптимальным видом устройства для эксплуатации в конкретных условиях. Кроме того, следует помнить, что периодически прибор учета должен проходить поверку, по результатам которой выдается или положительный вердикт и счетчик может работать дальше, или – он признается негодным для дальнейшей эксплуатации. В последнем случае требуется замена теплосчетчика.

ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ У АККРЕДИТОВАННЫХ КОМПАНИЙ

Порядок действий и список необходимых видов работ при установке или замене счетчика тепла

Нужно обратить внимание, что монтаж общедомового теплосчетчика должен производиться специалистами организаций, имеющих аккредитацию и соответствующие разрешения на проведение этих работ. Также надо учитывать, что разрешение на установку счетчика следует получить в компании, являющейся поставщиком услуг, а сам прибор должен быть соответствующим образом введен в эксплуатацию и опломбирован.

Общий план работ по установке прибора учета тепла имеет следующий вид:

  • проведение исследований по определению технической возможности для установки счетчика. После этого этапа – можно приступать к разработке проектно-технической документации;
  • далее – выполняется расчет стоимости установки, в том числе с учетом цены оборудования, комплектующих и строительных материалов;
  • на следующем этапе необходимо согласовать проект с ресурсоснабжающей организацией;
  • далее – можно непосредственно приступать к монтажным и пусконаладочным работам;
  • завершающим этапом установки счетчика тепла является введение его в эксплуатацию, что предполагает контроль правильности монтажа объекта, опломбирование прибора и постановка его на учет, а также – подписание акта выполненных работ.

Прежде чем принять решение и приступить к работам по монтажу оборудования для учета потребления тепловой энергии нужно обратить внимание на Приказ № 627 от 29 декабря 2011 года Минрегиона России. Этот документ определяет несколько критериев, при наличии которых установка теплосчетчиков невозможна:

  • дом признан аварийным
  • в здании планируется реконструкция или оно подлежит капитальному ремонту;
  • внутридомовые сети изношены и требуют замены;
  • отсутствуют технические возможности для установки приборов учета тепла.

Важно также обратить внимание и на то, что даже если вышеперечисленные условия отсутствуют, установка теплосчетчика невозможна, если в помещении, где планируется монтаж оборудования, повышенная влажность, имеются протечки или трубы находятся в неудовлетворительном состоянии. Эти основания хоть и являются препятствием, но могут быть устранены, после чего – установка общедомового счетчика тепла является вполне реальной.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию