Schetchiksg.ru

Счетчик СГ
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика поверки счетчик топлива

Счетчики-расходомеры DFM

  • Сводка
  • Описание типа
  • new Поверители 2

Счётчики-расходомеры DFM предназначены для измерения объёмного расхода и объёма протекающих через них нефтепродуктов с кинематической вязкостью от 1,5 до 60 мм2/с.

Скачать

Информация по Госреестру

Основные данные
Номер по Госреестру49239-12
НаименованиеСчетчики-расходомеры
МодельDFM
Класс СИ29.01.04
Год регистрации2012
Методика поверки / информация о поверкеМП 49239-12
Межповерочный интервал / Периодичность поверки2 года
Страна-производительБеларусь
Центр сертификации СИ
Наименование центраГЦИ СИ Ростест-Москва
Адрес центра117418, г.Москва, Нахимовский пр-т, 31
Руководитель центраБас Виталий Николаевич
Телефон(8*095) 332-67-77
Факс124-99-96
Информация о сертификате
Срок действия сертификата06.03.2017
Номер сертификата45729
Тип сертификата (C — серия/E — партия)С
Дата протоколаПриказ 127 от 06.03.12 п.09
Производитель / Заявитель

ЗАО «Завод Флометр», Беларусь, г.Вилейка

Счётчики-расходомеры DFM Назначение средства измерений

Счётчики-расходомеры DFM предназначены для измерения объёмного расхода и объёма протекающих через них нефтепродуктов с кинематической вязкостью от 1,5 до 60 мм /с.

Описание

Принцип работы счётчиков-расходомеров DFM основан на измерении объёма топлива, протекающего через измерительную камеру расходомера. Топливо поступает в измерительную камеру через входное отверстие и поворачивает кольцо камеры. Один оборот кольца камеры соответствует протеканию через расходомер объёма топлива, равного объёму измерительной камеры, и сопровождается генерацией одного импульса. Подсчет количества импульсов и их перевод в единицы объёма осуществляется микропроцессором электронной платы (все исполнения, кроме DFM ХАР) или внешним регистрирующим устройством (не входит в комплект поставки).

Счётчики-расходомеры DFM состоят из корпуса, платы с микропроцессором, втулки с магнитами, кольца камеры, фильтра.

Счётчики-расходомеры DFM имеют следующие исполнения:

Счетчик-расходомер DFM X Y Z

Вид сигнала или цифрового интерфейса:

Пусто — нет выходного сигнала/интерфейса;

P — ненормировнаный импульс;

K — нормированный импульс;

232 — нормированный импульс, интерфейс RS-232; 485 — нормированный импульс, интерфейс RS-485; CAN — нормированный импульс, интерфейс CAN.

Максимальный расход, л/ч 50, 90, 100, 220, 250, 400

С — с дисплеем, расширенная функц иональность.

Внутреннее ПО, встроенное в счётчики-расходомеры DFM, выполняет функции измерения объёма жидкости и преобразовании этого значения в ненормировнаный или нормированный импульс к заданному объёму на выходе, для исполнений с дисплеем -отображения измеренного значения объёма, мгновенного расхода, времени работы двигателя в различных режимах («холостой ход», «оптимальный», «перегрузка»), времени «вмешательства».

Внешнее ПО для ПЭВМ выполняет функции настройки (калибровки, поверки, тарировки) счётчиков-расходомеров DFM и отображения измеренного значения объёма (пользователям не поставляется).

Уровень защиты программного обеспечения счётчиков-расходомеров DFM от непреднамеренных и преднамеренных изменений «С» по МИ 3286-2010.

Идентификационные данные программного обеспечения

1. ОПЕРАЦИИ ПОВЕРКИ

1.1. При проведении поверки выполняют операции, указанные в табл. 1.

Проверка герметичности колонки

Проверка работы газоотделителя

Проверка возможности установки указателя разового учета в нулевое положение или положение заданном дозы

Проверка работы указателей разового, суммарного учета и задающего устройства

Определение номинального значения расхода и основной относительной погрешности при номинальном расходе

Определение основной относительной погрешности на наименьшем расходе топлива через счетчик колонки

2. СРЕДСТВА ПОВЕРКИ

2.1. При проведении поверки применяют средства поверки:

мерники типа М2р-СШ вместимостью 10, 20, 50, 100 дм 3 с пределами основной относительной погрешности ±0,1 % по ТУ АИР 2-968-098, или мерники 2-го разряда по ГОСТ 8.400-80 вместимостью 5, 10, 20, 50, 100, 200 дм 3 (используют в качестве средств поверки до января 2001 г);

секундомер СОПпр-2А-3-221 по ТУ 25-1819.0021-90 с пределами абсолютной погрешности ±0,4 с;

набор термометров для измерения температуры нефтепродуктов в диапазоне от минус 40 до плюс 50 °С с пределами абсолютной погрешности ±0,2 °С.

2.2. Допускается использовать передвижную поверочную лабораторию типа ППЛ-ТМ, мерники которой, аттестованные вместе с обвязкой, должны иметь пределы допускаемой основной относительной погрешности ±0,1 %. Рекомендуется оснащать передвижную лабораторию мерниками типа М2р-СШ.

2.3. Допускается применять другие средства поверки, признанные годными в органах метрологической службы и удовлетворяющие по погрешности требованиям настоящей рекомендации.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Перед началом поверки необходимо изучить требования безопасности, изложенные в техническом описании (инструкции по эксплуатации) колонки.

3.2. При поверке проверяют заземление колонки в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.003-91, ГОСТ 12 2.007.0.

3.3. При проведении поверки поверитель должен соблюдать правила безопасности в соответствии с инструкцией, утвержденной руководителем предприятия (фирмы), на территории которого проводится поверка.

Поверитель должен быть обеспечен средствами индивидуальной зашиты в соответствии с действующими типовыми нормами и требованиями CНиП.

При наличие (сливе) топлива в мерник поверитель должен находиться с наветренной стороны:

при попадании бензина на руки их необходимо протереть ветошью, смоченной в керосине, а затем вымыть горячей водой с мылом;

при попадании бензина в глаза их следует немедленно промыть чистой водой, после чего обратиться к врачу;

наружную поверхность мерника после поверки следует насухо протереть ветошью.

4. УСЛОВИЯ ПОВЕРКИ

4.1. В качестве рабочей жидкости при поверке колонки используют отпускаемое топливо в интервале температуры окружающей среды и топлива от плюс 50 до минус 40 °С (для бензина от плюс 35 до минус 40 °С).

Примечание . Колонки до предъявления на поверку настраивают на отпуск доз топлив, объем которых приведен к средней температуре сезона. Настройку проводят на сезоны осень — зима и весна — лето. Среднюю температуру воздуха сезонов устанавливают по ГОСТ 16350 «Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей». Допускается по согласованию с органом Государственной метрологической службы вводить корректировку на сроки и среднюю температуру нефтепродукта в наземных и подземных резервуарах по сезонам. Данные по температуре, при которой эксплуатируют колонку, заносят в формуляр паспорта колонки.

4.2. Колонку подготавливают к поверке так, чтобы имелся допуск к внутренним узлам, коммуникациям и их соединениям.

4.3. При поверке мерники устанавливают по уровню. При этом верхний конец горловины мерника должен быть на высоте не более (2,6 ± 0,15) м от уровня земли. Лабораторию типа ППЛ-ТМ оснащают устройством, обеспечивающим правильность измерений объемов доз мерниками при возможных уклонах платформы транспортного средства.

4.4. При поверке мерник заполняют непосредственно из раздаточного устройства ТРК без промежуточной емкости для заполнения мерника. Мерник должен быть оснащен пеногасителем и газоотводной трубкой для предотвращения выброса рабочей жидкости, Обвязка мерников в лаборатории типа ППЛ-ТМ должна обеспечивать предотвращение выброса и испарения рабочей жидкости в помещение поверителя.

5. ПОДГОТОВКА К ПОВЕРКЕ

5.1. Перед проведением поверки выполняют следующие работы:

— мерники подготавливают в соответствии с МИ 2395-97 «ГСИ. Объем нефтепродуктов, приведенный к 20 °С. Методика выполнения измерении мерником со специальной шкалой», остальные средства поверки — в соответствии с инструкциями по их эксплуатации;

— гидравлическую систему колонки заполняют топливом (заполнение контролируется по индикатору колонки);

— перед началом поверки мерники смачивают топливом и термостатируют путем двукратного заполнения и опорожнения рабочей жидкостью.

Перед каждым последующим измерением после слива из мерника топлива сплошной струей делают выдержку на слив капель в течение 1 мин для мерников вместимостью до 20 дм 3 и 1,5 мин — для мерников вместимостью более 20 дм 3 .

6. ПРОВЕДЕНИЕ ПОВЕРКИ И ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ

6.1. Внешний осмотр.

6.1.1. При внешнем осмотре колонки находящейся в эксплуатации, устанавливают:

— состав колонки в соответствии с эксплуатационной документацией;

— отсутствие нарушения облицовки корпуса, сборочных единиц и коммуникаций колонки;

— четкость изображения надписей на маркировочной табличке, а также цифр и отметок на указателях разового и суммарного учета;

— отсутствие пятен и трещин на циферблате;

— отсутствие загрязнений на стеклах, указателей разового и суммарного учета на стекле индикатора расхода.

Включают электродвигатель колонки и проверяют ее функционирование путем прокачивания через колонку топлива до заполнения гидравлической системы.

6.3. Проверка герметичности и функционирования узлов колонки

6.3.1. Герметичность колонки проверяют под давлением, создаваемым насосом при закрытом раздаточном кране. При проверке герметичности включают насос, заполняют гидравлическую систему топливом и закрывают раздаточный кран.

После выдержки колонки под давлением при работающем насосе в течение 3 мин останавливают насос и, не открывая раздаточного крана, выдерживают систему в течение 1 мин. после чего осматривают места соединений.

Колонку считают герметичной, если при осмотре соединений колонки и раздаточного крана не обнаружено следов течи топлива.

6.3.2. Работу газоотделителя проверяют визуальным наблюдением за потоком топлива через стекло индикатора. Наличие пузырьков воздуха в топливе указывает на неисправность газоотделителя или заборного устройства колонки.

6.3.3. Указатель разового учета устанавливают в нулевое положение при помощи механизма возврата на «ноль» перед выдачей каждой дозы топлива в течение всего времени поверки. При этом цифры не должны выходить из поля полной видимости. В стрелочных указателях острие стрелки не должно выходить за пределы ширины отметки шкалы.

6.3.4. Проверяют соответствие показаний указателей разового и суммарного учета заданной или выданной дозе.

Для этого выполняют следующие работы:

— записывают показания счетчика суммарного учета n;

— выдают установленную задающим устройством дозу топлива;

— записывают показания счетчика разового учета q;

— записывают новые показания счетчика суммарного учета n1;

— определяют значение выданной дозы по формуле

где q1 — значение дозы, отсчитанное сметчиком суммарного учета, должно быть равно значению q, дм 3 В этом случае результат проверки признают положительным.

Операцию по п. 6.3.4. проводят два раза при выдаче наибольшей дозы, предусмотренной для колонок данного типа.

Примечание . Допускается совмещать проверки по п. 6.3.4. с проверкой по пп. 6.5.1 — 6.5.3.

6.4. Определение номинального значения расхода

6.4.1. Номинальный расход топлива через счетчик определяют в соответствии с табл. 2. Операция обязательна при поверке после монтажа или ремонта колонки на месте эксплуатации.

Номинальный расход топлива через счетчик колонки, дм 3 /мин

Пределы допускаемой основной относительной погрешности колонки, %

Доза для определения наименьшего расхода топлива через счетчик колонки, дм 3

Доза для определения наибольшего расхода топлива через счетчик колонки, дм 3

Метрологический контроль топливо- и газораздаточных колонок

Колонки топливораздаточные (далее – ТРК) предназначены для измерения объёма различных видов топлива (бензин, керосин, дизельное топливо, биодизельное топливо и др.) определенной вязкости (как правило в диапазоне от 0,55 до 40 мм 2 /с) при выдаче его в топливные баки автотранспортных средств и тару потребителя с учётом требований учётно-расчётных операций.

К топливораздаточным колонкам также относятся: маслораздаточные колонки, предназначенные для отпуска моторных масел, и газонаполнительные колонки, предназначенные для отпуска сжатого и сжиженного газа.

Топливораздаточные колонки устанавливается на автозаправочной станции, нефтебазе или в пунктах заправки. ТРК может быть укомплектована любым количеством топливораздаточных кранов или так называемых «пистолетов», обычно в количестве от 1 до 8. Отпускаемое топливо измеряется мерными сосудами, объемными счетчиками, массовыми расходомерами и регистрируется контрольным устройством. Топливораздаточные колонки могут иметь ручное, дистанционное и комбинированное управление.

ТРК, исходя из её предназначения и технического устройства, является средством измерения, которое является объектом коммерческого учёта, так как результаты её измерений применяются при учётно-расчётных операциях.

Средства измерений, согласно требованиям Закона Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» должны подвергаться метрологическому контролю. Средства измерений, предназначенные для применения в сфере законодательной метрологии, в отношении которых осуществлено утверждение типа средств измерений, подлежат поверке или калибровке.

Рассмотрим более подробно, как осуществляется метрологический контроль, а именно поверка ТРК, при их применении в сфере законодательной метрологии, и обозначим их основные метрологические и технические характеристики. Для удобства разделим ТРК на два подвида: для выдачи топлива (бензин, дизельное топливо и др.) и для выдачи сжиженных газов (пропан-бутановой смеси).

ТРК для выдачи топлива:

Поверка ТРК для выдачи топлива осуществляется по МИ 1864-88 «Колонки топливораздаточные. Методика поверки»;
Периодичность проведения поверки – не более 12 месяцев;
Пределы допускаемой относительной погрешности – ±0,25 %;
Минимальная доза выдачи в зависимости от типа ТРК – от 2 л и выше;
Минимальный расход ТРК в зависимости от типа – от 4 л/мин и выше;
Максимальный расход ТРК в зависимости от типа – до 160 л/мин.

ТРК для выдачи сжиженных газов

Поверка ТРК для выдачи сжиженных газов осуществляется по МП.МН 908-2001 «Колонки топливораздаточные типа LPG для сжиженных газов. Методика поверки»;
Периодичность проведения поверки – не более 12 месяцев;
Пределы допускаемой относительной погрешности – ±1,0 %;
Минимальная доза выдачи в зависимости от типа ТРК – от 5 л и выше;
Минимальный расход ТРК в зависимости от типа – от 5 л/мин и выше;
Максимальный расход ТРК в зависимости от типа – до 50 л/мин.

Все вышеприведенные технические характеристики ТРК (доза выдачи, расход ТРК) имеют отношение к наиболее распространённым типам колонок.

Поверка ТРК, предназначенных для применения либо применяемых в сфере законодательной метрологии, проводится юридическими лицами, входящими в государственную метрологическую службу или иными юридическими лицами, аккредитованными для ее осуществления.

При проведении поверки ТРК осуществляются операции и измерения, с целью подтверждения её метрологических характеристик и определения соответствия требованиям законодательства Республики Беларусь об обеспечении единства измерений.

При положительных результатах поверки, ТРК подлежит клеймению (навешиванию поверительных пломб) в соответствии со схемой пломбировки ТРК конкретного типа. Схема пломбировки приведена в Описании типа каждой конкретной ТРК.

При отрицательных результатах поверки, ТРК к эксплуатации не допускается, знаки поверки гасятся. На ТРК выдается заключение о непригодности с указанием всех причин.

Необходимо помнить, что согласно требованиям п. 4.7 ТКП 8.003-2011 «Поверка средств измерений. Правила проведения работ» в случае ремонта ТРК, при необходимости подтверждения пригодности к применению ТРК, при отсутствии доказательств прохождения поверки ТРК (при нарушении поверительных клейм или пломб, ограничивающих доступ к определенным частям ТРК (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажению результатов измерений и (или) утере документов, подтверждающих прохождение первичной или периодической поверки ТРК) следует провести внеочередную поверку ТРК.

Также обратим Ваше внимание на то, что после проведения поверки ТРК с положительными результатами на неё наносится поверительная клеймо-наклейка утвержденной Госстандартом формы в месте, определенном Описанием типа ТРК. Требованием к этому месту является его общедоступность для визуального осмотра. Любая из заинтересованных сторон (потребитель, продавец и другие) может беспрепятственно увидеть клеймо-наклейку при её наличии, и тем самым получить информацию о годе и месяце проведения последней поверки. Зная величину межповерочного интервала для ТРК, Вы можете сделать вывод о действительности её предыдущей поверки. Клеймо-наклейка имеет форму круга диаметром 16 мм, выполненного из голографического материала различного цвета, с указанием на ней года применения и месяца проведения поверки в том числе. Месяц проведения поверки обозначается поверителем однозначным для считывания методом. Цвет клейма-наклейки зависит от года применения и утверждается Госстандартом.

Если подытожить, то тезисно можно выделить:

  • ТРК, при применении в сфере законодательной метрологии, должны подвергаться поверке с периодичностью не более 12 месяцев;
  • В случаях наступления необходимости (см. выше) проводить внеочередную поверку ТРК, не дожидаясь истечения интервала 12 месяцев от предыдущей поверки;
  • ТРК должна иметь все требуемые, ненарушенные знаки поверки (клеймо-наклейка, поверительные пломбы).

Консультации по организации метрологического контроля колонок топливораздаточных Вы можете получить по телефону 8 (0162) 50-75-71, начальник отдела Петручик Сергей Михайлович.

Методы определения количества топлива в АЦ (автоцистерне)

Каждому потребителю топлива, для внутрихозяйственного ведения учета, важно следить за правильностью прихода и списания топлива. Для этого необходимо контролировать прием нефтепродуктов и допустимое отклонение фактического количества от количества, указанного в сопроводительных документах.

К тому же, учет нефтепродуктов на нефтебазах и наливных пунктах ведется в единицах массы. А на автозаправочных станциях определение количества при приеме, отпуске, хранении и инвентаризации нефтепродуктов осуществляется в единицах объема.

В этой статье мы расскажем о стандартных методах определения количества нефтепродуктов через измерение и объема, и массы, при доставке продукта автоцистернами. Данная информация поможет вам защитить себя от мошенничества и поможет избежать хищения топлива недобросовестными водителями.

Существующие методы и средства измерений нефтепродуктов в автоцистерне.

Объемный метод

Измерение объема производится методом прямых измерений с использованием следующих инструментов:

  • Используя свидетельство о поверке (тарировочный паспорт);
  • Используя поверенный резервуар с актуальной градуировочной таблицей. Измерение уровня наполнения до и после загрузки производится с использованием электронной струны или метроштока;
  • С помощью счетчика жидкости грузоотправителя, установленного на автоцистерне;
  • Используя поверенный счетчик жидкости грузополучателя, установленный в месте слива продукта.

Массовый метод

Измерение массы производится следующим образом:

  • методом прямого измерения, то есть используя поверенные грузовые весы;
  • методом косвенного измерения, то есть вычисление массы из объема через измеренную плотность продукта.

Для обеспечения достоверности и единства измерений массы или объема нефтепродуктов, а также контроля их качества, необходимо иметь специальное оборудование и средства измерения, которые должны быть сертифицированы (аттестованы, внесены в государственный реестр). Также они должны иметь действительные свидетельства о поверке, оформленные в соответствии с требованиями соответствующих методик поверки, и (или) поверительные клейма.

Так же обратите внимание, что замер физических характеристик нефтепродукта и забор проб лучше производить непосредственно из автоцистерны. Так как данный способ позволит более корректно проанализировать причины возможного отклонения характеристик продукта от заявленных в товарно-транспортной накладной.

При доставке нефтепродуктов в автоцистернах по ее прибытии проверяется наличие и целостность пломб, техническое состояние автоцистерны, определяется полнота заполнения цистерны и соответствие нефтепродукта указанному в товарно-транспортной накладной, предъявленной водителем.

Водитель обязан иметь при себе и предъявить следующие документы:

Товарно-транспортные документы должны быть оформлены надлежащим образом и иметь номер, дату, подпись и печать.Особое внимание следует уделить товарно-транспортной накладной. Документ должен содержать следующие сведения: наименование нефтепродукта, фактическое значение качества, количество продукта в объемных (в литрах) или массовых (в кг) единицах и обязательно должна быть указана плотность нефтепродукта при данной температуре в момент замера. Паспорт содержит наименование продукта и данные об объеме, заводе изготовителе и показателях качества.

Автоцистерны с нефтепродуктами должны пломбироваться грузоотпарвителем в соответствии с действующими правилами перевозок, за исключением тех случаев, когда нефтепродукты вывозятся автотранспортом получателя (самовывозом). При этом пломбированию подлежат автоцистерны, в которых перевозится автобензин марок АИ-92, АИ-98 и АИ-100. Номера пломб должны совпадать с номерами, указанными в товарно-транспортной накладной. Из практики пломбирование АЦ производится только на нескольких автотерминалах НПЗ.

Для полного понимания процесса определения количества топлива, остановимся на каждом из методов более подробно.

Получите консультацию по всем услугам

Менеджер перезвонит через минуту и подробно проконсультирует по любым дополнительным вопросам

Измерение объема, используя свидетельство о поверке (тарировочный паспорт).

Техническая эксплуатация автоцистерн осуществляется в соответствии с приказами Министерства Энергетики России. В соответствии с действующими стандартами калибровку (поверку) автоцистерн необходимо проводить раз в год. При этом выдается официальное свидетельство — тарировочный паспорт , который при эксплуатации цистерны хранится у водителя. Данный документ содержит сведения об общем объёме автоцистерны, количестве секций и объёме каждой секции. При использовании данного метода измерения, необходимо:

  • Проверить актуальность действия свидетельства;
  • Организовать установку автоцистерны на ровную горизонтальную площадку (бетонную, деревянную или металлическую) с углом наклона не более 1° и размерами, достаточными для установки;
  • Убедится в том, что двигатель автоцистерны выключен, а автоцистерна присоединена к заземляющему устройству. Произвести внешний осмотр и проверить сохранность пломб на горловине и сливном вентиле (сливной задвижке);
  • После снятия пломб, проверить уровень заполнения автоцистерны «по планку», отобрать пробу и измерить температуру нефтепродукта. Топливо должно касаться планок, установленных на стенках горловин в каждой из секций;
  • По завершении слива проконтролировать полное опорожнение автоцистерны.

При наличии отклонений уровня топлива относительно планки в большую или меньшую сторону делается отметка во всех экземплярах товарно-транспортной накладной либо составляется акт. Отклонение уровня в меньшую сторону возможно по нескольким причинам.

Неполное опустошение автоцистерны. Необходимо контролировать опорожнение всей системы. Убедится, что в секциях сухо и нет луж топлива, а донные клапаны отсеков пусты. Донные клапаны отсеков (донник) — трубопровод под секциями автоцистерны, ведущий к сливу топлива. Его объем, в зависимости от марки бензовоза, может достигать до 100 литров. После слива топлива, недобросовестный водитель может просто уехать, увозя с собой эти самые литры, которые при внешнем осмотре не видны. Убедится в том, что топливо слито полностью, нужно попросив водителя открыть донные клапаны. При открытии клапана остатки топлива могут стекать, поэтому необходимо предусмотреть подходящую тару.

Также изменение объема нефтепродукта в автоцистерне может быть обусловлено изменением его физических показателей, таких как температура и плотность. При изменении температуры плотность нефтепродукта изменяется. С повышением температуры плотность нефтепродукта уменьшается, при понижении, соответственно, увеличивается.

Для измерения температуры нефтепродукта в автоцистерне необходимо отобрать пробу с помощью пробоотборника на глубине половины высоты. Температура измеряется ртутным термометром с ценой деления шкалы не более 0,5°С и диапазоном измерений температуры от 0°С до плюс 50°С сразу после извлечения пробы. Погрузите термометр в нефтепродукт, находящийся в пробоотборнике (не вынимая пробоотборник из горловины цистерны) и выдержите 1-3 минуты до достижения столбиком постоянного уровня .

От колебания температуры зависит изменение объема. При увеличении плотности продукта, объем пропорционально уменьшится и наоборот. При этом масса останется неизменной.

Таким образом, необходимо убедится в соответствии данных, указанных в товарно-транспортной накладной и полученных при измерении в автоцистерне. В случае расхождения температурных показателей продукта, произвести пересчет массы с учетом фактических данных объёма и плотности. Таблица поправок плотности нефтепродуктов в зависимости от температуры.

Измерение объема используя поверенный резервуар.

Еще одним из способов определения количества нефтепродукта является использование калибровочных таблиц резервуара. Для составления данной таблицы проводится градуировка резервуара (снабжение шкалой), где каждому делению (линейная мера) соответствует определенный объем продукта. Градуировка резервуаров проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ 8.346-2000 и ГОСТ 5.870-2000 .

Калибровочная таблица составляется метрологической службой или комиссией и оформляется актом, который визирует главный инженер предприятия. Таблица составляется на 5 лет и хранится на предприятии.

Для измерения объема нефтепродукта с использованием калиброванных резервуаров необходимо произвести замер высоты до и после слива. Уровень можно измерять рулеткой с грузом или метроштоком. Измерительный прибор следует опускать медленно и строго вертикально. В ходе измерений нефтепродукт в резервуаре должен сохранять спокойное состояние поверхности. Высоту столба находят как разность нижнего и верхнего отсчетов по рулетке. Установив высоту и зная внутренний объем для данной высоты (калибровочная таблица), можно определить количество нефтепродукта в резервуаре.

Полученный результат необходимо сопоставить с указанным данными в товарно-транспортной накладной.

В случае применения данного метода измерения объема с использованием подземных резервуаров, необходимо делать поправку на температурный режим. Зимой в них теплее, чем на улице, а летом холоднее, а от колебания температуры зависит изменение объема.

Измерение объема используя счетчик жидкости.

Для измерения объема нефтепродукта также можно использовать объемный счетчик жидкости. Погрешность таких расходомеров может составлять 0,5%. Прибор устанавливается как на резервуар для хранения нефтепродуктов, так и непосредственно на автоцистерну.

Обратите внимание, в соответствии с нормативной документацией, счетчик подлежит обязательной государственной поверке. Государственная и ведомственная поверка удостоверяется клеймением и выдачей свидетельства о поверке или отметкой в паспорте счетчика.

При необходимости можно провести собственное тестирование, путем прогона через счетчик установленного количества жидкости. Имейте ввиду, разница в один литр с пятидесяти, соответствует потере двадцати литров с каждого кубометра топлива.

Также остерегайтесь нечестных водителей, которые идут на разного рода уловки. Например, соединяют свой топливный бак с автоцистерной или устанавливают «ловушки топлива» внутри секций. Такие хитрости не заметны при внешнем осмотре и после опорожнения автоцистерны часть нефтепродукта (до 200 литров) может достаться водителю. Для предотвращения таких ситуаций внимательно сверяйте показания счетчика с данными в товарно-транспортной накладной.

А также для предотвращения таких ситуаций советуем измерять метроштоком уровень топлива в топливном баке бензовоза (а также по датчику уровня топлива на приборной панели) и осматривать секцию после слива на наличие «ловушек топлива».

Измерение массы методом прямого измерения .

Это метод, при котором массу нефтепродукта определяют как разность масс полной и опорожненной автоцистерны. Для взвешивания используют стационарные или передвижные автомобильные весы общего назначения грузоподъемностью от 10 до 500 т. Для измерений допустимо использование оборудования, которое прошло поверку. Поверка удостоверяется выдачей свидетельства о поверке или отметкой в паспорте.

Взвешивание автоцистерны происходит в присутствии двух сторон – принимающей и отпускающей и фиксируется специальным актом. До опорожнения цистерны, для получения достоверных данных, необходимо зафиксировать физико-химические характеристики нефтепродукта. Это, при необходимости, поможет выявить причины расхождения данных и избежать возможных разногласий в дальнейшем.

Взвешивание происходит следующим образом:

  • Полная автоцистерна въезжает на платформу весов так, чтобы передняя и задняя оси находились примерно на одинаковом расстоянии от концов платформы;
  • Для исключения неточности в замерах, автоцистерна должна отстоятся в течение 10 минут, чтобы нефтепродукт в резервуаре принял спокойное состояние и только после этого фиксируются показания весов;
  • После взвешивания выполняется слив нефтепродукта в резервуары грузополучателя и производится визуальный осмотр на предмет полного опорожнения автоцистерны;
  • После слива нефтепродукта производится повторное взвешивание опорожненной автоцистерны.

Измерение массы методом косвенных измерений

Данный метод основан на применении математических вычислений. Массу нефтепродукта можно вычислить путем перемножения его объема V(м3) на фактическую плотность p(т/м3). Определить объем продукта можно любым из ранее перечисленных методов.

Используя любой из перечисленных методов определения количества нефтепродукта нужно помнить, что используемые средства измерения могут иметь погрешность. Погрешность измерений регламентируется ГОСТом.

Если при определении массы поступивших нефтепродуктов будет установлена недостача, которая после списания естественной убыли не превышает установленной нормы точности погрешности измерения, то претензия не предъявляется.

Для удобства Грузополучателя мы разработали универсальный бланк АКТа приема передачи груза, который подойдет к любому​ выбранному методу приемки . Использование этого бланка поможет зафиксировать все важнейшие данные и исключить любые искажения в процессе приемки продукции . Скачать бланк вы можете на нашем сайте в разделе Документы.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Счетчик монет docash 900
Ссылка на основную публикацию