Schetchiksg.ru

Счетчик СГ
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оборудование для наблюдение теплового действия электрического тока

И силён электрический ток

Моя работа названа словами Александра Блока: «И силен электрический ток!» В этих словах очень точно отражено значение электрического тока и многогранность этого явления: наблюдение в природе, применение в технике и быту.

Среднестатистическая семья в быту применяет приборов около 23-30 электроприборов, это практически говорит о незаменимости этого явления.

Это с одной стороны, с другой стороны это явление очень опасно, и при эксплуатации электрических приборов необходимо выполнять правила безопасности.

Что же такое электричество?

Эрнест Резерфорд называл Николу Тесла «вдохновенным пророком электричества».

Площади и улицы Нью-Йорка освещались лампами конструкции Теслы. На предприятиях работали его электромоторы, выпрямители, генераторы, трансформаторы…

«Что же такое электричество? Я по-прежнему задаю себе этот же вопрос, но не в состоянии ответить на него…»

Сейчас принято считать, что электрический ток это сонаправленное движение заряженных частиц.

Для образования постоянного электрического тока необходимы два условия: наличие свободных зарядов и действие постоянного электрического поля.

Электрическое поле способно совершать работу по перемещению электрического заряда из одной точки поля в другую.

Рис.1. Направление тока

В металлах электрический ток образован свободными электронами, но за направление тока принято считать направление движения положительных зарядов.

Перейдем к экспериментальной части работы.

Опыт 1: «Образование электрического тока».

Цель: определить наличие электрического тока

Оборудование: 2 электрометра, металлический стержень – проводник, стеклянная палочка, тетрадный лист.

Гиперссылка на видео: https://yadi.sk/i/cUX06tlg3Jfzqw

Методика проведения эксперимента
  1. Наэлектризуем стеклянную палочку при трении о бумагу. Палочка получает положительный заряд, бумага отрицательный по закону сохранения электрического заряда.
  2. От стеклянной наэлектризованной палочки передадим положительный заряд одному из электрометров. По углу отклонения стрелки электрометра оценим величину переданного заряда. Принцип действия прибора основан на явлении отталкивания одноименных зарядов.
  3. Соединим заряженный и незаряженный электрометры металлическим стержнем.
  4. Заряды на двух электрометрах станут равными.

Вывод: проводник попадает под действие электрического поля заряженного электрометра, внутри металлического стержня образуется электрический ток.

Электрический ток вызывает различные явления. Эти явления называют действиями тока. Различают действия: магнитное, тепловое, химическое и физиологическое.

Универсальным является действие магнитное.

Опыт №2: «Действие магнитного поля на проводник с током»

Цель: наблюдать действие постоянного магнита на проводник с током.

Оборудование: штатив, источник тока, реостат, катушка-моток, соединительные провода, ключ.

Гиперссылка на видео: https://yadi.sk/i/n3-IkEhY3JfxGK

Методика проведения эксперимента
  1. Соберем электрическую цепь так, чтобы все приборы были соединены последовательно.
  2. Поместим проводник в магнитное поле постоянного дугообразного магнита.
  3. Замкнем электрическую цепь.
  4. Проводник с током выталкивается (притягивается) магнитным полем магнита.

Проводник выталкивается или притягивается под действием силы Ампера.

Сила Ампера – это сила, с которой магнитное поле действует на проводник с током, находящийся в этом поле.

Сила Ампера тем больше, чем больше величина магнитного поля, сила тока в проводнике и его длина. Силу тока можно изменить при помощи реостата, а величину магнитного поля, используя разные магниты.

Механизм взаимодействия: магнит образует вокруг себя магнитное поле, которое действует на проводник с током, а проводник с током образует свое магнитное поле, действующее на магнит.

Направление силы Ампера определяют по правилу левой руки: четыре пальца по току, магнитные линии в ладонь, тогда большой отогнутый палец по направлению силы Ампера.

Вывод: магнитное поле постоянного магнита действует на проводник с током, находящийся в этом поле. Это действие называется силой Ампера.

Электрический ток позволяет наблюдать не только различные физические явления, но явления из других научных областей, например, из химии.

Опыт №3: «Химическое действие тока»

Цель: обнаружить на опыте химическое действие тока.

Оборудование: колба с раствором медного купороса, стакан, источник тока, ключ, низковольтная лампочка, электроды, соединительные провода.

Гиперссылка на видео: https://yadi.sk/i/yTuwlLPl3JfxZd

Методика проведения эксперимента
  1. Соберем электрическую цепь, соединяя два электрода, низковольтную лампочку, ключ и источник постоянного тока. Используем две батарейки, соединенные последовательно, для увеличения силы тока, т.к. потребители (лампа и раствор медного купороса обладают электрическим сопротивлением).
  2. Электроды поместим в пустой стакан, замкнем ключ. Лампочка не загорелась, значит, тока в цепи нет.
  3. Аккуратно нальем в стакан водный раствор медного купороса. Лампочка загорелась, это означает, что в цепи протекает ток.

Водный раствор медного купороса является примером проводника электрического тока. Свойство электролитов проводить электрический ток объясняется тем, что растворы электролитов диссоциируют на ионы, т.е. в растворе появляются свободные заряды, способные проводить электрический ток. Характер проводимости – ионный.

Вывод: водный раствор медного купороса проводит электрический ток. Через некоторое время на одном из электродов образуется в чистом виде медь, что также имеет большое практическое значение.

Заключение

Значение электричества в нашей жизни

Электрический ток применяется во всех областях нашей жизни. Как говорилось выше, ежедневно мы пользуемся многими приборами, потребляющих электричество.

На тепловом действии тока основана работа таких приборов как: обогреватели, утюги, чайники, паяльники, микроволновые печи.

Магнитное действие тока применяется в геологической разведке, в работе электромагнитов, двигателях постоянного тока и электроизмерительных приборах.

Для получения чистых металлов, в гальванопластике и гальваностегии используют химическое действие тока.

В биологии и медицине осуществляют 3D – моделирование нервных путей, соединяющих различные области мозга, назначают физиотерапевтические процедуры при лечении различных заболеваний.

– Условное обозначение гиперссылок в презентации.

Действия электрического тока

Урок физики в 8 классе с целью формирования представления о превращении энергии электрического тока в другие виды энергии при изучении действий тока

Просмотр содержимого документа
«Действия электрического тока»

Урок физики в 8 классе

Учитель: Махиянов А.З.

Действия электрического тока

Образовательная: экспериментально установить действия электрического тока и выяснить его практическое применение;

Воспитательная: формирование познавательного интереса к физике; воспитание толерантного отношения друг к другу;

Развивающая: развитие навыков логического мышления; обоснования своих высказываний; развитие политехнических знаний и умений, элементов творчества, умения пользоваться языком физики и применять знания в новой обстановке.

Задачи урока:

1)формирование представлений о превращении энергии электрического тока в другие виды энергии при изучении действий тока, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся (предметный результат).

Читайте так же:
Как можно использовать тепловое действие тока

2)развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в группе, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (метапредметный результат).

3) Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти и творческого мышления (личностный результат).

Методы обучения: проблемный, репродуктивный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, сборник задач по физике, лабораторное оборудование, компьютер, проектор.

Необходимое техническое оборудование: источник тока (батарея гальванических элементов), электрическая лампа, катушка с сердечником, железный гвоздь, ключ ,стеклянный сосуд с раствором медного купороса, угольные электроды, мелкие железные предметы, соединительные провода, резистор.

Учитель: Ребята, вы верите в чудеса.

Может быть вы слышали такие слова (приложение 1. Слайд 1):

…Пора чудес прошла, и нам
Подыскивать приходится причины
Всему, что совершается на свете.

А кто сказал эти слова? (Уильям Шекспир)

Вспомните, пожалуйста, какую тему мы сейчас изучаем? (Электрический ток)

Электричество кругом,
Полон им завод и дом.
Везде заряды: там и тут,
В любом атоме «живут».

А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!

На обсуждение выставляется лот «электрический ток». Задача обучающихся: как можно больше сообщить информации об электрическом токе логически законченными высказываниями об электрическом токе.

Примерные высказывания обучающихся:

Электрический ток течет по проводам.

Электрический ток может быть постоянным, может быть переменным.

Электрический ток существует в природе.

Электрический ток – это упорядоченное движение заряженных частиц.

Электрический ток опасен для жизни человека.

Электрический ток приносит пользу человеку.

Силу электрического тока можно измерить. И т. д .

Сегодня мы с вами продолжим изучение электрического тока.

Объявление темы и постановка целей урока совместно с обучающимися.

Действия электрического тока – это явления, которые наблюдаются при наличии электрического тока в цепи. (приложение 1. Слайды 2,3).

Изучить действия электрического тока нам помогут уже имеющиеся у вас знания об электрическом токе.

Воспроизведение опорных знаний (приложение 1. Слайды 4 — 7)

Дайте определение электрического тока.

На какие виды делятся все вещества по проводимости?

Приведите примеры проводников и диэлектриков.

Как образуются положительные и отрицательные ионы?

Каково строение металлов в твёрдом состоянии?

Что находится в узлах кристаллической решётки?

Что происходит со свободными электронами в металле при помещении его в электрическое поле?

Что представляет собой электрический ток в металлах?

Проводят ли жидкости электрический ток?
Электролиты — растворы солей, щелочей или кислот способных проводить электрический ток.
Электрический ток в электролите – это направленное движение ионов в электрическом поле.

Является ли электрическим током молния?

Учитель: Электроны увидеть нельзя, но их упорядоченное движение проявляется очень наглядно и полезно.

Судить о том протекает электрический ток по цепи или нет, можно по его действиям.

Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта. (Кант Иммануил немецкий философ, 1724 — 1804 г.г.) (приложение 1. Слайд 8)

Вместе со мной сегодня вы будете физиками – экспериментаторами, исследователями. Нам ведь известно, что учёные сначала выдвигают теоретические гипотезы, а затем проверяют их путём проведения многочисленных опытов. Наблюдая, сравнивая, анализируя, они либо подтверждают, либо опровергают выдвинутую гипотезу.

Перед проведением опытов нам необходимо вспомнить технику безопасности. А каковы же правила техники безопасности при работе с электрическими цепями в кабинете физики?

Работа в группах (общее задание на слайде 9. приложение 1.).

Выберите на демонстрационном столе оборудование для опыта в соответствии с рисунком.

Начертите схему цепи.

Сформулируйте гипотезу о предполагаемом действии тока.

Приведите примеры применения данного действия

Оборудование: источник тока, резистор или проволока, ключ, соединительные провода. (Рис. 1).

(приложение 1. Слайд 10 – после примеров обучающихся).

Оборудование: источник тока, ключ, провода, лампочка на подставке, электроды, дистиллированная вода, раствор соли (медного купороса) (Рис. 2). (приложение 1. Слайд 11).

Демонстрация видеофрагментов (CD): 3.12 «Электролиты», 3.13»Электролиз».

Оборудование: источник тока, медный провод, ключ, провода, железный гвоздь, металлические опилки. (Рис. 3).

Демонстрация видеофрагментов(CD): 3.6 «Опыт Эрстеда», 3.17 «Электромагниты».

Учитель демонстрирует опыт по Рис. 4 ( приложение 1. Слайд 12).

Примером применения данного действия является прибор гальванометр. Учитель рассказывает его устройство и принцип действия.

Демонстрация действия гальванометра – подключение солнечной батареи с целью показа тока разных направлений.

Минутка отдыха (приложение 1. Слайд 13).

Учитель: Ребята, однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя.

На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня давайте познаем себя. Как мы воспринимаем окружающий мир? Как «художники» или как «мыслители»?

Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь.

Переплетите пальцы рук.

Посмотрите какой палец левой или правой руки оказался у вас вверху? Результат запомните «Л» или «П»

Скрестите руки на груди («поза Наполеона»). Какая рука сверху?

Поаплодируйте. Какая рука сверху?

У кого получился результат «ЛЛЛ» — «художники», а «ППП» — «мыслители».

У кого получились разные буквы – гармонично развитые личности, которым свойственно, как логическое, так и образное мышление.

Учитель: Русская пословица гласит — не стыдно не знать, стыдно не учиться. Сейчас мы будем учиться решать задачи, применяя полученные знания о действиях электрического тока.

«Порешаем». (Задачи на слайдах 14-16, каждой группе по 3 задачи)

С каким действием электрического тока мы сталкиваемся, когда при грозовых разрядах в воздухе образуется озон?

Читайте так же:
Перечислите виды теплового действия электрического тока приведите примеры

Как по химическому действию тока можно судить о количестве прошедшего электричества?

Какое действие тока используется в электрическом паяльнике?

Почему компас дает неправильные показания, если неподалеку от него находится провод с электрическим током?

На каком действии электрического тока основано получение химически чистых металлов?

Какие действия электрического тока проявляются в вашей квартире? А химическое?

Открытие физика Араго в 1820 г. заключалось в следующем: когда тонкая медная проволока, соединенная с источником тока, погружалась в железные опилки, то они приставали к ней. Объясните это явление.

Годность батарейки для карманного фонаря можно проверить, прикоснувшись кончиком языка одновременно к обоим полюсам: если ощущается кисловатый вкус, то батарейка хорошая. Какое действие тока используется при этом?

Какое действие оказывает ток, проходя по волоску электрической лампочки?

«Подумаем» (приложение 1. Слайд 17).

Вам нужно сделать точный слепок с некоторого деревянного рельефа. Не поможет ли в этом электрический ток?

Как изготовить посеребрённые или позолоченные ювелирные изделия?

Что является источником магнитного поля Земли?

I. Отчет — рассказ о полученных результатах исследований по плану (приложение 1. Слайд 18).

Электрический ток представляет собой упорядоченное движение … частиц, в металлах это … , в растворах солей …

Чтобы по цепи протекал электрический ток, цепь должна…

Чистая соль и дистиллированная вода не проводят электрический ток, т. к. …

Раствор соли проводит электрический ток, т.к. …

О наличии электрического тока можно судить по … электрического тока.

Мы узнали о 3 действиях электрического тока: … .

II. «Быстро и в точку» (приложение 1. Слайд 19).

Какое действие электрического тока используется для получения чистых металлов?

А) тепловое,
Б) химическое,
В) магнитное

Какие действия электрического тока наблюдаются при пропускании тока через металлический проводник?

А) тепловое, химическое и магнитное действия;
Б) химическое и магнитное действия, теплового действия нет;
В) тепловое и магнитное действия, химического действия нет;
Г) тепловое и химическое действия, магнитного действия нет.

Учитель: А сейчас познакомимся с некоторыми подробностями, касающимися опасности, которую может представлять электрический ток.

Сообщение обучающегося “Действие электрического тока на организм человека”.

Тело человека является проводником. Электрический ток, проходя через организм человека, раздражает и возбуждает живые ткани организма. Действие электрического тока на живую ткань носит разносторонний характер. Проходя через организм человека, электрический ток производит термическое, электролитическое, механическое, биологическое и световое действия.

При термическом действии происходит перегрев и функциональное расстройство органов по пути прохождения тока. Электролитическое (химическое) действие тока выражается в электролизе жидкости в тканях организма, в том числе крови, и нарушении её физико-химического состава. Механическоедействие приводит к разрыву тканей, расслоению, ударному действию испарения жидкости из тканей организма. Механическое действие связано с сильным сокращением мышц, вплоть до их разрыва.Биологическое действие тока выражается в раздражении и перевозбуждении нервной системы.Световое действие приводит к поражению глаз.

Тяжесть поражения током зависит от силы тока, прошедшего через человека, характера тока (является он постоянным или переменным, т.е. изменяющимся по величине и направлению), продолжительности его действия, а также по какому пути внутри человека он шел. Наибольшую опасность представляет прохождение тока через мозг и те нервные центры, которые контролируют дыхание и сердце человека.)

Работающим с электрическими цепями надо знать как действие электрического тока на организм человека зависит от его силы и соблюдать технику безопасности (приложение 1. Слайд 20).

Урок по физике для 8-го класса по теме «Действие электрического тока»

Разделы: Физика

Тип урока: комбинированный, объяснение нового материала с использованием технологий критического мышления.

Цель урока. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих, исследовательских способностей, проверка экспериментальных навыков.

1. Приобретение учащимися знаний:

о превращении энергии в элементах электрической цепи;

о тепловом, химическом, магнитном действиях электрического тока;

о методах научного познания природы: наблюдение, измерение, эксперимент;

о цикле научного познания, о месте эксперимента в нем, о соотношении теории и эксперимента.

2. Приобретение учащимися умений:

проводить наблюдения, описывать и обобщать их результаты;

планировать эксперимент, определяя оптимальное соотношение цели и средств;

отбирать приборы для выполнения эксперимента;

представлять результаты наблюдений;

участвовать в дискуссии, понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

владения навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий.

3. Воспитание учащихся:

формирование научного мировоззрения;

отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

Организационный момент. Приветствие.

Постановка цели урока. Определение темы урока. Разделение на группы.

Анализ понимания учащимися материала, изученного ранее.

Решение качественных задач способом ранжирования.

Постановка экспериментальных задач.

Проверка экспериментальных навыков, решение экспериментальных задач.

Самооценка и взаимооценка в группах.

Рефлексия. Подведение итогов. Домашнее задание.

Оборудование и материалы:

  • раздаточный материал;
  • источники электрического тока, нагревательные спирали, ключи, соединительные провода, звонок, проволочный виток, электролитическая ванна, шприц, поваренная соль, электролампа, электромагнит, раствор медного купороса;
  • компьютерная презентация.

ТСО: компьютер.

Ход занятия

Организационный момент. Приветствие. (1 минута)

Обзор материала, изученного ранее на уроках. (7 минут)

Учитель. На предыдущих уроках вы разобрались в роли источника электрического тока, а также в элементах электрической цепи. Давайте разберемся, а для чего нам нужна электрическая цепь? Составим схему превращения различных видов энергии в электрической цепи.

Учитель. Источник превращает энергию какого-то вида (механическая, тепловая, химическая, световая, магнитная) в электрическую, вы изучали разные источники на предыдущих уроках. А каково значение потребителя? Он превращает энергию электрического поля в тепловую, магнитную. Электрический ток в потребителе производит какое-либо действие. А вам всем легко было понять, что такое электрическое поле? А почему? Его можно увидеть, ощутить, услышать? А его действия? Как вы думаете, какую задачу мы можем поставить на этом уроке? Объявляем цель урока «Изучение действия электрического тока» и записываем ее с учащимися.

Метод «Фишбоун».

Учитель. Предлагаю вам заполнить ребра «рыбы» потребителями электрической энергии, в которых проявляется действие электрического тока (никелирование ложек, утюг, электромагнит, амперметр, вольтметр, посеребрение, лампа накаливания, электрический звонок, электродвигатель, кипятильник).

Читайте так же:
Тепловое действие тока кратко конспект

Учитель. В жизни мы встречаем действия электрического тока на каждом шагу. Проверим, узнаете ли действия электрического тока (магнитное, тепловое, химическое)? Поставьте в первой колонке напротив наименования прибора V, если действие тока является тепловым, магнитное действие – VV, химическое действие – VVV. Обменяйтесь листами с соседом по парте, и пусть он поставит во второй колонке свое мнение на этот счет. Сравните свои результаты с результатами соседа по парте.

Проведение экспериментов. (10 минут)

Учитель. Теперь займемся проверкой действий тока на эксперименте.

Учащиеся объединяются в группы, состоящие из 4 человек.

Каждой группе дается индивидуальное исследовательское задание. Приборы для выполнения этого задания подберите сами из предложенных на демонстрационном столе (источники электрического тока, нагревательные спирали, ключи, соединительные провода, звонок, проволочный виток, электролитическая ванна, шприц, поваренная соль, электродвигатель, электромагнит, раствор медного купороса).

Выяснить, как найти иголку в стоге сена.

Определить экспериментальную зависимость температуры воды от времени прохождения тока.

Выяснить принцип действия электрического звонка.

«Превращение цвета». Наблюдение химического действия электрического тока.

Взаимодействует ли проволочный виток, по которому течет электрический ток, с магнитным полем?

Действие электрического двигателя.

Тепловое действие электрического тока в лампе накаливания.

Разработка эксперимента.

Предварительные замечания, выдвижение гипотезы.

Поставить цель – проверить истинность или ложность предположения.

Проектирование приспособлений опыта.

Разработка метода исследования.

Сочетание средств опыта и методов исследования.

Влияние внешних причин на ход опыта.

На рисунках представлены электрические схемы установок.

Роль учителя – контролировать и координировать взаимодействие в группах, контролировать правильность выполнения работы, помогать в случаях затруднений. Параллельно происходит заполнение таблицы рефлексии, представленной ниже. Данных таблиц заготавливается по числу групп. Таблица заполняется, когда учитель ведет наблюдение за работой в группах.

Оценка учебной деятельности этапа выполнения экспериментального задания.

Подведение результатов экспериментального задания. (10 минут)

Учитель. Как вы будете докладывать о результатах?

Учащиеся. Можно словесно, с помощью таблицы. Рассказывают о своих результатах, записывают действия электрического тока в тетрадь.

Учитель. Мы сейчас разобрали с вами разные способы получения знаний, экспериментальной их проверки, оформления результатов. Какой способ описания результатов предпочтительнее? В каком случае? Что показалось вам интересным?

Учащиеся. Высказываются о полученных результатах, дают оценку им и своей работе, делают вывод об особенностях своих исследовательских задач.

Учитель. Предлагаю в таблице сделать отметки у тех пунктов, с которыми вы согласны.

Я задумываюсь о проблемах с оборудованием, которые могут у меня возникнуть, и о том, как их решать.
Я задумываюсь о проблемах поиском нужных материалов, которые могут у меня возникнуть, и о том, как их решать.
Я задумываюсь о сложностях совместной работы, которые могут возникнуть в нашей группе, и о том, как их решать.
Я задумываюсь о проблемах с соблюдением установленных сроков, которые могут у меня возникнуть, и о том, как их решать.

Учащиеся. Делают вывод по своей работе, заполняя опросные листы. Опросных листов два: один оценивает работу в группе, другой – работу индивидуально.

Учитель собирает работы учащихся.

Учитель. В качестве домашнего задания я предлагаю вам, используя технологию, примененную на уроке, попытаться решить творческую исследовательскую задачу. Решение исследовательской задачи лучше всего проводить с помощью информационной карты проекта, в которой поэтапно расписаны все действия, которые вы можете сделать на пути решения исследовательской задачи. Некоторые графы могут остаться незаполненными, это не страшно. Каждая задача требует разного подхода. Некоторые строки вы не сможете заполнить сейчас, но, работая над проблемой продолжительное время, вы сможете заполнить их и даже предложить что-то свое.

Учитель. Вы сегодня молодцы, проявили терпение и приложили немало усилий к решению своей задачи, слушали друг друга, помогали друг другу. Вы выполнили огромный объем работы, показали свой творческий потенциал. Проверка вашей индивидуальной результативности будет по оценочным листам. Спасибо всем, занятие окончено.

Анализ урока.

Целью творческого обучения является воспитание юного исследователя, способного творчески мыслить и самостоятельно получать новые результаты. В первую очередь это относится к тем молодым людям, которые выберут науку своей профессией. Но это важно и для других учащихся, увлеченных физикой, и имеющих проблемы в ее освоении. Ключевым здесь является формирование определенной атмосферы духовного подъема и творческого заряда. В связи с этим вспоминается одно из высказываний нашего выдающегося ученого, лауреата Нобелевской премии Петра Леонидовича Капицы: «Наука должна быть веселая, увлекательная и простая».

В этой работе отличные результаты дает применение технологии критического мышления. В данном случае были использованы технологии «ранжирование», «кластер», «фишбоун», работа индивидуально и в группах. Важное значение имеет выбор таких методов оценки учебной деятельности учащегося, как самооценка и взаимооценка в виде опросных листов. Оценивание учащихся является предварительным, промежуточным, завершающим и происходит на всех этапах урока. В общей сложности имеет место применение самооценки, взаимооценки, оценки учителем работы в группе, оценка за произведенное ранжирование, заполнение схемы «фишбоун», насколько быстро были проведены исследовательские эксперименты, умение задавать вопросы. Оценка носит мягкий, щадящий характер, она является комплексной и поэтому объективной.

Система экспериментальной работы нравится ребятам, побуждает их заниматься таким непростым предметом как физика.

Психологический анализ урока. В начале урока, при объявлении целей урока применяется прием переключения внимания детей на учебную деятельность. На этапе повторения пройденного материала, заключающегося в обсуждение кластера, происходит актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках.

Подведение учащихся к введению понятия действия электрического тока проводится через исследовательскую деятельность, осуществляющуюся в группах. Фиксация нового физического понятия проводится на основе проблемного эксперимента, оборудование для которого предлагается группам учащихся. На данном этапе происходит преобразование абстрактного понятия в сенситивное ощущение, практическое осмысление понятия «действие электрического тока». Построение умозаключения на основе имеющихся теоретических знаний и проведенного исследовательского эксперимента развивает умения слушать выступление своего товарища, доказывать свою точку зрения, позволяет реализовать руководящие качества отдельных учащихся. Действия учеников отслеживаются учителем и оценивается. Внимание переключается с абстрактных понятий на визуальное восприятие, теоретические знания применяются к окружающим явлениям.

Читайте так же:
Количество теплоты при работе тока

Развитие логических действий на основе полученных из экспериментов знаний имеет место на этапе обсуждения результатов. Учителем проводится подведение учащихся к обоснованию ответа на поставленный вопрос. План проведения исследования дается учителем для актуализации учебных действий для решения поставленной задачи. Закрепление знаний происходит через моторно-визуальное восприятие. Обобщение полученных знаний проводится с помощью применения технологии «фишбоун».

На уроке наиболее оптимальным образом были использованы фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная формы организации познавательной деятельности. Используемые формы организации познавательной деятельности соответствуют цели урока, методам обучения. Познавательная, развивающая и воспитательная цели урока достигнуты через различные методы и приемы учебной деятельности.

Характеристика результатов работы. Ребятам очень нравится такой вид деятельности прежде всего из-за того, что они не являются пассивными слушателями, а становятся исследователями, экспериментаторами, делают для себя открытия, мимо которых они прошли бы в обычной жизни. Для домашнего исследования они выбирают темы, которые при серьезном подходе могут вырасти в ученическую научную работу.

Практические работы в курсе физики 8-го класса

Практические работы в курсе физики 8-го класса

, учитель физики и информатики

Статья отнесена к разделу: Преподавание физики

Перечень и краткое содержание практических работ.

Тепловые явления

1. Изучение термометра и измерение температур.

Оборудование: термометр, стакан с водой.

Указания к выполнению:

Рассмотрите термометр. Ответьте на вопросы.

а) К какому классу термометров относится термометр, лежащий на вашем столе? (жидкостный)

б) Какова цена деления этого прибора?

в) Каковы пределы измерений этого прибора?

г) Можно ли этим термометром измерить температуру водопроводной воды?

а) воздуха в кабинете,

б) воды в предложенном вам стакане,

в) температуру поверхности ладони (приблизительно).

Результаты измерений сверьте с результатами других звеньев.

2. Изменение внутренней энергии тела различными способами.

Оборудование: алюминиевая проволока, спички, сосуд с водой.

Указания к выполнению.

Возьмите кусок проволоки и нагревайте его до тех пор, пока ваши пальцы не зафиксируют изменение его температуры. Затем возьмите другой кусок проволоки и ломайте его. Ответьте на вопросы:

а) Что происходит с проволокой во втором случае?

б) Одинаковы ли причины увеличения внутренней энергии проволоки?

в) Можно ли при помощи работы добиться такого же повышения температуры проволоки, как и при нагревании на открытом огне?

3. Наблюдение теплопроводности.

Оборудование: металлический стержень, кнопки, пластилин, штатив с лапкой, спички, спиртовка (свеча).

Указания к выполнению.

Приклейте на стержень кнопки небольшими кусочками пластилина. Закрепите стержень в лапке штатива и нагревайте другой его конец на спиртовке (свече). Опишите в тетради происходящее.

4. Наблюдение конвекции.

Оборудование: стеклянная колба с водой, штатив, спички, спиртовка (свеча), кусочки акварельной краски.

Указания к выполнению.

В колбу с водой аккуратно опустите кусочек акварельной краски. Закрепите колбу в штативе и нагревайте ее на спиртовке (свече). Опишите происходящее.

5. Наблюдение сгорания топлива.

Оборудование: спички, спиртовка (свеча), деревянные лучинки, сосуд с водой.

Указания к выполнению.

Зажгите спиртовку и пронаблюдайте горение деревянных лучинок в пламени спиртовки.

6. Наблюдение плавления кристаллического тела.

Оборудование: спиртовка, спички, пробирка с гипосульфитом, зажим.

Гипосульфит – кристаллическое вещество белого цвета, применяемое для закрепления черно-белых фотографических пленок и бумаг.

Указания к выполнению.

Зажгите спиртовку, держите пробирку в зажиме над спиртовкой и наблюдайте плавление гипосульфита.

Как правило, кристаллы гипосульфита содержат влагу, поэтому не удается пронаблюдать кристаллизацию расплава.

7. Наблюдение испарения и конденсации.

Оборудование: сосуд с теплой водой, стеклянная пластинка.

Указания к выполнению.

Закройте сосуд стеклянной пластинкой. Через некоторое время на пластинке появятся капельки воды. Возьмите пластинку в руки и подуйте на запотевшую часть.

Ответьте на вопросы:

а) Почему на пластинке появляются капельки воды?

б) Чем дольше стакан закрыт пластинкой, тем больше размер капелек воды на пластинке. Почему?

в) Сравните скорость испарения капелек воды при ветре и без ветра.

г) Если бы пластинка и вода в сосуде были одинаковой температуры (например, комнатной), то что бы мы наблюдали в этом случае?

8. Наблюдение кипения.

Оборудование: спички, спиртовка, пробирка с водой, зажим.

Указания к выполнению.

Зажгите спиртовку, закрепите пробирку в зажиме и, нагревая ее на спиртовке, доведите воду до кипения. Опишите наблюдаемое явление.

9. Измерение влажности воздуха.

Оборудование: волосной гигрометр, два термометра, влажная марля.

Указания к выполнению:

Измерьте влажность воздуха в кабинете при помощи гигрометра. Пользуясь термометрами, измерьте влажность воздуха психрометрическим способом. Результаты запишите в тетрадь, сравните их.

10. Изучение тепловых двигателей по их макетам (таблицам).

Оборудование: макеты паровой машины, паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания (ДВС), реактивного двигателя.

Указания к выполнению.

а) Рассмотрите макет паровой машины. Попробуйте дать названия основным ее частям.

б) Рассмотрите макет паровой турбины. Пользуясь рисунком в учебнике, найдите ротор, лопатки ротора, сопла.

в) , назовите его основные части. Вращайте ручку динамического макета и продемонстрируйте такты работы ДВС.

Электрические явления

11. Обнаружение заряда на теле.

Оборудование: пластмассовая ручка, нитка, кусок шерстяной ткани.

Указания к выполнению.

Потрите ручку о ткань. Поднесите ручку к вертикально висящей нити. Опишите происходящее.

12. Изготовление электроскопа.

Оборудование: пластмассовая ручка, стеклянная баночка с крышкой, гвоздь, металлическая фольга, нитки, кусок шерстяной ткани.

Указания к выполнению.

Проделайте в крышке банки отверстие и вставьте в него гвоздь. К острому концу гвоздя привяжите две полоски из фольги. Закройте банку крышкой. Потрите ручку о ткань и поднесите ее к шляпке гвоздя. Опишите принцип работы электроскопа.

13. Черчение принципиальных схем по рисунку.

Оборудование: чертежные принадлежности, готовые рисунки электрических схем.

Указания к выполнению.

Начертите принципиальную схему электрической цепи, изображенной на рисунке.

14. Наблюдение теплового действия электрического тока.

Читайте так же:
Генератор постоянного тока тепловоза тэм18дм предназначен для

Оборудование: источник питания лабораторный (ЛИП), лампа 3.5 В, ключ, соединительные проводники.

Указания к выполнению.

Соберите цепь из последовательно соединенных источника питания, ключа и лампы. Замкните ключ и на ощупь установите повышение температуры лампы.

15. Изучение электроизмерительных приборов,

Оборудование: амперметр и вольтметр лабораторные.

Указания к выполнению.

Рассмотрите приборы и ответьте на следующие вопросы:

а) Каково назначение каждого прибора?

б) Какова цена деления каждого прибора?

в) Каковы пределы измерений каждого прибора?

г) Каковы правила включения этих приборов в цепь?

Данную работу можно разделить на две и знакомиться с амперметром в теме “Сила тока”, а с вольтметром – в теме “Напряжение”.

16. Сборка последовательной цепи и измерение ее параметров.

Оборудование: вольтметр, амперметр, два резистора, ключ, ЛИП, соединительные проводники.

Указания к выполнению.

Соберите цепь из последовательно соединенных резисторов, ключа и источника тока. Ответьте на вопросы:

а) Какова сила тока при подсоединении амперметра между резисторами и между одним из резисторов и источником тока?

б) Что можно сказать о напряжении на источнике тока при включенной цепи и напряжениях на каждом из резисторов?

в) Каково общее сопротивление цепи? Сравните следующие результаты: сложите значения сопротивлений (они написаны на корпусах) резисторов; измерьте сопротивление цепи при помощи вольтметра и амперметра.

17. Сборка параллельной цепи и измерение ее параметров

Оборудование: вольтметр, амперметр, два резистора, ключ, ЛИП, соединительные проводники.

Указания к выполнению.

Соберите цепь, в которой резисторы соединены параллельно.

Ответьте на вопросы:

а) Каково напряжение на каждом резисторе?

б) Что можно сказать о силе тока в каждом резисторе и силе тока в неразветвленной части цепи?

в) Каково общее сопротивление цепи? Сравните следующие результаты: рассчитайте значение сопротивления цепи; измерьте сопротивление цепи при помощи вольтметра и амперметра.

18. Изучение нагревательных приборов.

Оборудование: лампа накаливания, электроплитка, утюг, паяльник.

Лучше всего взять вышедшие из строя приборы, которые можно в любой момент разобрать.

Указания к выполнению.

Рассмотрите устройство каждого из приборов. Пользуясь рисунками в учебнике, назовите основные части электроплитки и утюга.

19. Изучение предохранителей.

Оборудование: батарея 4,5 В, ключ, соединительные проводники, плавкие предохранители, автоматические предохранители.

Желательно продемонстрировать внутреннее устройство автоматического предохранителя.

Указания к выполнению.

Рассмотрите внешний вид и устройство предохранителей. Сравните их с рисунками в учебнике. Подсоедините плавкий предохранитель к батарее через ключ. Замкните ключ. Проделайте то же самое с автоматическим предохранителем. Опишите увиденное.

Магнитные явления

20. Наблюдение линий магнитного поля.

Оборудование: постоянные магниты разной формы, железные опилки, лист плотной бумаги.

Указания к выполнению.

Положите магнит на стол, накройте его листом бумаги и аккуратно рассыпьте опилки по листу. После встряхивания на листе образуется картина магнитных линий. Повторите опыт с магнитами другой формы. Зарисуйте расположение магнитных линий одного из магнитов.

21. Изучение звонка и телеграфного аппарата.

Оборудование: ЛИП, соединительные проводники, демонстрационные модели звонка и телеграфного аппарата.

Указания к выполнению.

Рассмотрите устройство звонка и телеграфного аппарата. Сравните их с рисунками в учебнике. Включите устройства в цепь и пронаблюдайте за их работой.

Оборудование: действующая модель электродвигателя постоянного тока, ЛИП, соединительные проводники, ключ.

Используем электродвигатель от набора “Электроконструктор”.

Указания к выполнению.

Рассмотрите электродвигатель, сравните его устройство с рисунком в учебнике. Включите двигатель в цепь и пронаблюдайте за его работой. Поменяйте полярность подключения двигателя и включите его снова. Поменяете местами полюса постоянного магнита статора и снова включите двигатель.

Ответьте на вопросы:

а) Как называется вращающаяся часть двигателя?

б) Как называется неподвижная часть двигателя?

в) Что произойдет, если изменить полярность подключения двигателя?

г) Что произойдет, если поменять местами полюса магнита статора?

Световые явления

23. Наблюдение тени и полутени.

Оборудование: лампа 3,5 В, соединительные проводники, экран, ЛИП, плотная бумага.

Указания к выполнению.

Включите лампу в цепь электрического тока. Между лампой и экраном поместите карандаш и наблюдайте четкую тень от предмета. Сделайте из бумаги абажур в виде цилиндра, наденьте его на лампу и повторите эксперимент снова.

Ответьте на вопрос:

а) Почему лампа без абажура дает четкую тень, а с абажуром – размытую?

24. Прямолинейное распространение света.

Оборудование: стеклянный стакан с водой, акварельные краски, лазерная указка.

Указания к выполнению.

Растворите в воде небольшое количество акварельной краски, так чтобы вода была чуть-чуть мутной. Направьте луч лазерной указки в воду. Опишите увиденное.

25. Наблюдение отражения света.

Оборудование: стеклянный стакан с водой, акварельные краски, лазерная указка, небольшое зеркало (зеркало должно умещаться на дне стеклянного сосуда).

Указания к выполнению.

Растворите в воде небольшое количество акварельной краски, так чтобы вода была чуть-чуть мутной. Направьте луч лазерной указки сверху стакана на зеркало. Изменяя угол падения, оцените правильность закона отражения.

26. Получение изображений при помощи плоского зеркала.

Оборудование: лампа 3,5 В, соединительные проводники, зеркало, ЛИП, ключ, плотная бумага.

Указания к выполнению.

Соедините лампу с источником питания через ключ. Рассмотрите изображение лампы в зеркале. При этом удаляйте и приближайте лампу к зеркалу.

Ответьте на вопрос:

а) Каким является изображение в плоском зеркале?

27. Наблюдение преломления света.

Оборудование: стакан с водой, кусок толстой алюминиевой проволоки длиной около 20 см.

Указания к выполнению.

Выпрямите проволоку и опустите ее в стакан с водой. Меняете угол наклона проволоки по отношению к поверхности воды.

Ответьте на вопросы:

а) Как изменяется взаимное расположение погруженной и непогруженной частей проволоки?

б) Какая из сред (вода или воздух) считается оптически более плотной?

28. Изучение собирающих и рассеивающих линз.

Оборудование: собирающие и рассеивающие линзы.

Указания к выполнению: Рассмотрите линзы, выданные вам учителем. Ответьте на вопросы:

а) Как визуально отличить собирающую линзу от рассеивающей?

б) Какие из предложенных вам линз являются собирающими, а какие рассеивающими

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию