Простой стабилизатор тока для зарядки аккумуляторов
Простой стабилизатор тока для зарядки аккумуляторов
вакуумный (точнее, водородный) стабилизатор тока.
Изобретён ДО полупроводников.
А шо, гугль не работает?
Бареттер представляет собой заполненный водородом стеклянный баллон, внутрь которого помещена тонкая платиновая (железная, вольфрамовая) проволока (нить), такое устройство имеет нелинейное сопротивление, при котором в определённом диапазоне токов, незначительный прирост силы тока даёт значительное увеличение напряжения на выводах.
Существуют также полупроводниковые эквиваленты водородного бареттера, собранные на полупроводниковых приборах (транзисторах) или интегральные.
Принцип действия состоит в том, при изменении напряжения на бареттере сила тока практически не изменяется, таким образом, бареттер, включенный последовательно с нагрузкой, поддерживает в ней стабильный ток, при изменениях напряжения питания.
Бареттеры, как правило, могут работать и при постоянном и при переменном токе.
А при прочих условиях есть схема «источник тока» из двух транзисторов.
Скажу хуже, в ряде случаев его заменяет простой резистор.
На сколько я помню, то простейшее зарядное устройство выглядит так: предохранитель, диод (всего 1, ибо для зарядки не так принципиально), гасящий резистор, электрическя лампа накаливания, заряжаемый аккумулятор.
Всё это соединяется последовательно и подключается к понижающему трансформатору.
Расчёт резистора выполняется исходя из требуемого зарядного тока минус сопротивления ЛН в холодном состоянии.
Принцип работы состоит в стабилизации зарядного тока нелинейным сопротивлением ЛН. При зарядке аккумулятора его внутреннее сопротивление постепенно снижается, что повышает напряжение на ЛН, которая при увеличении напряжения начинает нагреваться и стабилизирует ток.
В процессе зарядки ЛН не горит вобще, либо еле заметно светится. После зарядки аккумулятора, когда его внутреннее сопротивление сильно падает, ЛН загорается, что сигнализирует об окончании заряда аккумулятора.
Напряжение питающего трансформатора выбирается в зависимости от напряжения питания ЛН.
А вот и классический закон Ома:
Rрез=(Uтранс/Iзар)-Rлн(хол)
Ничего не нарушается
Дома гдето лежит старенькая книжечка с описанием такой зарядки для пионеров. Если отыщу- уточню.
Колега да вы шутите какой коффициэнт зная мощность лампочки напряжение питания посчитать амперы и сопротивление во включенном состоянии не надо ни каких справочников вы прочитайте что я написал ВНИМАТЕЛЬНО и ПРОСТО ответте по теме(только умоляю если нечего написать не пишите мне за орфографию) Мужики я написал свой вопрос в разделе чайников потому что в этом я чайник да мне очень понятна тема реле контакторы и т.д. каждый из нас больше преуспевает там где работает.И если кто мне говорит что понимает все я считаю он дурак.Кто-то просто может писать без ошибок и этим гордится я горжусь что нахожу причину почему станок на родном заводе не включается быстрей всех но перейди на другой завод работать сразу буду немного тормозом хотя контакторы точно такие и 380вольт и 50герц.Поэтому ответте по простому не надо заграничных слов.Всем спасибо.
На сколько я помню, то простейшее зарядное устройство выглядит так: предохранитель, диод (всего 1, ибо для зарядки не так принципиально), гасящий резистор, электрическя лампа накаливания, заряжаемый аккумулятор.
Всё это соединяется последовательно и подключается к понижающему трансформатору.
Расчёт резистора выполняется исходя из требуемого зарядного тока минус сопротивления ЛН в холодном состоянии.
Принцип работы состоит в стабилизации зарядного тока нелинейным сопротивлением ЛН. При зарядке аккумулятора его внутреннее сопротивление постепенно снижается, что повышает напряжение на ЛН, которая при увеличении напряжения начинает нагреваться и стабилизирует ток.
В процессе зарядки ЛН не горит вобще, либо еле заметно светится. После зарядки аккумулятора, когда его внутреннее сопротивление сильно падает, ЛН загорается, что сигнализирует об окончании заряда аккумулятора.
Напряжение питающего трансформатора выбирается в зависимости от напряжения питания ЛН.
А вот и классический закон Ома:
Rрез=(Uтранс/Iзар)-Rлн(хол)
Ничего не нарушается
Дома гдето лежит старенькая книжечка с описанием такой зарядки для пионеров. Если отыщу- уточню.
Зарядное устройство на лм317
Зарядное устройство для свинцово-кислотных (автомобильных аккумуляторов) можно довольно быстро собрать на микросхеме LM317T. А самое большое преимущество в том, что не обязательно быть радиолюбителем для её реализации, достаточно примитивных познаний физики и электротехники. Схема зарядного устройства проста в настройке, и требует минимум навесных элементов, а при этом довольно надёжная и дешёвая.
Зарядное устройства на LM317T, которое можно применять для свинцово-кислотных (автомобильных в том числе) аккумуляторов:
Схема зарядки на LM317 кажется довольно простой. Я хоть и не собирал её и не настраивал (делал только блок питания на LM317T), но постараюсь максимально подробно рассказать всё, что знаю про микросхему:
Зарядное устройство на LM317 схема
Достоинство ЗУ на LM317, в том, что можно подобрать ток заряда для многих различных батарей (правда, его нельзя регулировать). А благодаря её конструкции, микросхему LM317 несложно посадить на радиатор и тем самым производить её охлаждение при большом номинальном токе. Микросхема довольно надёжная, стабильная и относительно недорогая, но всё, же я рекомендую вам LM317 купить сразу пару штучек, потому как они довольно часто выходят из строя в процессе наладки схемы.
Настройка схемы зарядки на LM317:
Предложенный вариант схемы ЗУ, представляет собою обыкновенный стабилизатор тока. Собрать подобного рода схему на LM317 можно поверхностным монтажом, печатная плата не потребуется. В качестве источника питания рекомендую использовать понижающий трансформатор, подходящий по параметрам, или можно попробовать вариант с гасящим конденсатором. Вы должны понимать, что микросхеме нужно обеспечить все рабочие условия, я рекомендую перед настройкой посмотреть datasheet на lm317.
Прежде чем настраивать схему зарядного устройства, необходимо знать ток заряда батареи. Как правило, его рассчитывают по формулам, но на практике я просто знаю, что он должен составлять одну десятую от рабочего тока батарейки (к примеру, если ёмкость батареи 6 А/ч, то ток заряда батареи должен быть не больше 600 mА).
Для зарядного устройства важно обеспечить чёткий, стабилизированный ток заряда, на протяжении всей процедуры зарядки. Для того что бы настроить схему чётко под номинальный ток. Необходимо всё заранее просчитать по закону Ома, и подобрать подходящее сопротивление в качестве нагрузки, заменив им на время настройки саму батарею (не забывайте про мощность резистора, она должна быть соответствующая проходящему через зарядку току).
Схема настройки зарядного устройства
Резистор R1 подбирается в соответствии с VD2. А вот резистором R2, подбирают под потребляемый ток батареи. R2 обладает очень низким сопротивлением, потому в качестве него лучше всего подходит кусочек нихромовой проволоки (если нет подходящего по номиналу резистора, просто купите нихромовую спираль для электропечи и укоротите её до нужного номинала сопротивления, как вариант,). Естественно, что вам нужен амперметр, для подбора уровня тока, необходимого для заряда батареи. Меряете, и подбираете резистор R2. А добившись нужного уровня тока можете смело ставить аккумулятор на зарядку.
По идее, схема зарядного устройства должна работать следующим образом. Когда батарея разряжена, она потребляет максимальный ток заряда, и светодиод VD2 горит ярко. Как только батарея начнёт заряжаться, светодиод будет тускнеть пока не станет гореть очень слабо (а если грамотно подобрать резистор R2, то и вовсе потухнет).
- Индикатор разряда батареи аккумулятора на светодиоде схемаДля увеличения срока службы аккумуляторной батареи необходимо следить за тем.
- Регулируемый блок питания на стабилизаторе напряжения LM317Начинающему радиолюбителю просто не обойтись без хотя бы простейшего блока.
- Трёхуровневый индикатор напряжения на светодиодах схемаТрёхуровневый индикатор напряжения на светодиодах схема – название весьма пугающее.
- Двухполярное питание, и двухполярный блок питания на lm317 и lm337 схема своими рукамиЭта статья разъяснит начинающим радиолюбителям, что такое двухполярное питание. Так.
- Бустер, усилитель токаПри проектировании различных электронных устройств, радиолюбителю иногда необходимо, тем или.
Зарядное устройство для щелочных аккумуляторов
Дата публикации: 14 февраля 2010 .
Несмотря на разнообразив зарядных устройств (ЗУ), в том числе автоматических, для щелочных аккумуляторов (Ni-Cd, Ni-Mh) выбрать подходящее не так просто. Дело в том, что такие признаки окончания зарядки, как значение напряжения или момент его уменьшения, не являются справедливыми для всех аккумуляторов, особенно прослуживших большой срок. По мнению авторов, самый простой и надежный вариант, проверенный временем, — это предварительная разрядка аккумулятора с последующей зарядкой стабильным током в течение определенного интервала времени. При этом сводится к минимуму влияние «эффекта памяти», но остается еще одна задача — вовремя выключить ЗУ, чтобы не перезарядить аккумулятор. Кроме того, желательно постоянно контролировать его температуру. Устройство, разработанное авторами, решает эти задачи.
Рис. 1
Предлагаемое ЗУ предназначено для зарядки щелочных аккумуляторов стабильным током в течение фиксированного интервала времени, равного 5 ч. Его отличительная особенность — возможность контроля за температурой заряжаемого аккумулятора. В устройстве применен микроконтроллер (МК) PIC10F200, один из самых недорогих и малогабаритных (корпус SOT23-5). Схема ЗУ показана на рис. 1, и работает оно следующим образом. К вилке ХР1 подключают источник питания, а к ХР2 — заряжаемый аккумулятор GB1 и терморезистор RK1 с отрицательным ТКС. МК работает по программе, коды которой приведены в таблице. После включения питания устройство находится в дежурном режиме (МК в «спящем» режиме с током потребления около 0,1 мкА). При кратковременном нажатии на кнопку SB1 «Пуск» включается режим зарядки и начинается отсчет времени. По истечении пяти часов зарядка автоматически прекращается и устройство переходит в дежурный режим. Если в процессе зарядки нажать на кнопку SB1 «Пуск», то устройство перейдет в дежурный режим принудительно.
Для исключения сбоев в работе, связанных с отключением напряжения питания, предусмотрен переход в режим ожидания. В этом случае отсчет времени прекращается, режим зарядки отключается, а МК переходит в «спящий» режим. В таком состоянии он получает питание от конденсатора С1, зарядки которого хватает на несколько часов. Если в течение этого интервала времени напряжение питания появится, то зарядка аккумулятора возобновится, а отсчет времени продолжится далее до достижения 5 ч. Для контроля температуры заряжаемого аккумулятора к нему прикрепляют терморезистор RK1. В случае превышения заранее установленного значения температуры напряжение на выводе 6 микросхемы снижается до 1,5 В, зарядка прекращается и устройство переходит в режим ожидания. После остывания аккумулятора процесс зарядки и отсчет времени возобновляются.
На мощном полевом переключательном транзисторе VT1 и микросхеме параллельного стабилизатора напряжения DA1 собран стабилизатор тока зарядки. Он включается при появлении высокого уровня напряжения на выводе 4 микросхемы DD1. Требуемое значение тока зарядки в амперах определяют из приближенного соотношения: l3ap
0,26СА, где СА — емкость заряжаемого аккумулятора (Ач). Сопротивление резистора R6 (в омах) зависит от значения этого тока: R6 = 2,5/1зар. При расчете сопротивления следует учесть, что через резистор R7 протекает ток 7. 10 мА. Коллекторный переход транзистора VT2 используется в качестве диода для предотвращения разрядки аккумулятора в дежурном режиме или в режиме ожидания, для этого выводы базы и эмиттера соединены. Применение транзистора обусловлено чисто конструктивными соображениями, и его можно заменить любым подходящим по параметрам диодом.
Напряжение питания МК стабилизировано параметрическим стабилизатором напряжения R1VD3. Резистор R2 поддерживает на выводе 1 МК высокий уровень, поскольку включение внутреннего резистора аналогичного назначения в МК приводит к повышенному потреблению тока в «спящем» режиме. Диод VD1 нужен для уменьшения напряжения на выводе 1 МК, чтобы оно не превышало напряжения питания. Элементы R7, HL1 служат для индикации режима зарядки.
Все детали смонтированы на печатной плате из односторонне фольгированного стеклотекстолита, чертеж которой показан на рис. 2. Она рассчитана на установку резисторов МЛТ, С2-33. Резистор R6 можно изготовить из отрезка высокоомного провода, намотав его на резистор МЛТ-0,5 сопротивлением более 1 кОм. Терморезистор — КМТ-17 или СТ1-17, кнопка SB1 — SWL20 или аналогичная малогабаритная с самовозвратом, диоды КД510А можно заменить на любой из серий КД521, КД522, конденсатор — К50-35 или импортный. Транзистор КТ819Б заменим на биполярный структуры n-р-n с максимальным током базы не менее 2 А, IRLZ34 — на IRLZ14, IRLZ44 или аналогичный мощный переключательный полевой транзистор (см. «Мощные полевые переключательные транзисторы фирмы International Rectifier». — Радио, 2001, № 5, с. 45.) с n-каналом, изолированным затвором и управлением логическими уровнями (в первой части буквенно-цифрового обозначения должна быть буква L). Оба транзистора должны быть в корпусах ТО-220. Вилки ХР1, ХР2 — WF-2MR и WF-4MR, соответствующие им розетки — HU-2F и HU-4F.
Плату двумя винтами крепят к пластине из дюралюминия, которая одновременно служит теплоотводом. Микросхему DD1 и транзисторы монтируют со стороны печатных проводников. Под одним винтом между платой и пластиной установлена втулка высотой 4,7 мм, другим винтом прижимают транзисторы VT1 и VT2, которые отделены от пластины изолирующей прокладкой. На винты со стороны платы навинчивают резьбовые втулки, к которым, в свою очередь, крепят верхнюю пластмассовую крышку с отверстиями для светодиода, толкателя кнопки и вилок ХР1, ХР2. Площадь теплоотвода (пластины) при токе зарядки не более 0,5 А и минимально возможном значении напряжения питания должна быть 30. 40 см 2 . Если ток зарядки больше и напряжение питания превышает минимальное, площадь теплоотвода необходимо пропорционально увеличить.
Правильно собранное устройство начинает работать сразу, но требует налаживания. К гнездам ХР подключают регулируемый блок питания с установленным выходным напряжением 6 В, к вилке ХР2 — терморезистор, а взамен аккумулятора — резистор сопротивлением 10 Ом и мощностью не менее 2 Вт. Нажимая на кнопку SB1, включают режим зарядки, при этом светодиод должен светить. Уменьшают выходное напряжение блока питания до момента, когда устройство перейдет в режим ожидания (светодиод погаснет). Значение напряжения при этом должно быть в пределах 4. 5 В, в противном случае подбирают резистор R5. При увеличении напряжения блока питания до 5 В и более устройство должно перейти в режим зарядки.
Затем, при напряжении питания 6 В, включают режим зарядки, нагревают терморезистор (например, с помощью фена) и контролируют его температуру термометром. При температуре 50. 60°С устройство должно перейти в режим ожидания, а при снижении температуры — вернуться в режим зарядки. Температуру, при которой происходит переключение устройства, можно установить, подбирая резистор R8. В заключение — взамен аккумулятора включают амперметр и в режиме зарядки, подбирая резистор R6, устанавливают требуемое значение тока. Если планируется зарядка аккумуляторов с различной номинальной емкостью, то взамен R6 надо установить несколько резисторов различного сопротивления и переключать их с помощью дополнительного переключателя.
Сопротивление резистора R1 зависит от напряжения питания ЗУ, которое, в свою очередь, зависит от числа заряжаемых аккумуляторов. Минимальное напряжение питания равно 6 В с одним заряжаемым аккумулятором, при этом необходим резистор R1 с сопротивлением 51 Ом. С увеличением числа аккумуляторов напряжение питания нужно увеличивать на 1,8. 2 В на каждый из них, а номинал резистора R1 — примерно на 200 Ом. Можно, конечно, постоянно питать ЗУ от блока питания с максимальным напряжением, но тогда при зарядке одного или двух аккумуляторов на транзисторе VT1 будет рассеиваться слишком большая мощность, что потребует применения более эффективного теплоотвода. Если стабилизатор тока зарядки окажется склонным к самовозбуждению, между затвором и истоком (непосредственно на выводах транзистора) необходимо установить керамический конденсатор емкостью 0,033. 0,22 мкФ с выводами минимальной длины.
Работают с ЗУ так. Подключают к нему заряжаемый аккумулятор, к которому скотчем или изоляционной лентой крепят терморезистор, подают напряжение питания и нажимают на кнопку «Пуск». Загорается светодиод HL1, и начинается зарядка. Через 5 ч она заканчивается, и светодиод гаснет. По опыту авторов, при пятичасовом режиме зарядки сильно греются только некондиционные аккумуляторы, поэтому от их дальнейшей эксплуатации следует воздержаться. Кроме того, если есть возможность, заряженные аккумуляторы оставляют на хранение в течение месяца, и если их напряжение упадет ниже 1,2 В (что свидетельствует о повышенном токе саморазрядки), их дальнейшая эксплуатация нецелесообразна.
Разряжать щелочной аккумулятор (один элемент) проще всего, подключая к нему с соблюдением полярности цепь, состоящую из последовательно соединенных германиевого и кремниевого выпрямительных диодов средней мощности и резистора сопротивлением 1 Ом. В этом случае аккумулятор автоматически разрядится до напряжения около 0,9 В. Время разрядки зависит от фактической емкости аккумулятора, поэтому необходимо периодически контролировать его напряжение, но глубокой разрядки не произойдет.
Разрядно-зарядные процедуры с аккумуляторами типоразмера АА и AAA, не соединенными в батареи, удобнее производить, доработав стандартные держатели батарей на несколько мест. Часть из них снабжают разрядными цепями, по одной на каждое место, а другую часть — гнездами для подключения к ЗУ.
Описанное ЗУ можно использовать и для зарядки предварительно разряженных РЬ и Li-ion аккумуляторов, выбрав соответствующий ток зарядки.
Источник: Радио №6, 2007 г., автор Ю. Гумеров, А. Зуев, г. Ульяновск.
Обзор схем зарядных устройств автомобильных аккумуляторов
Соблюдение режима эксплуатации аккумуляторных батарей, и в частности режима зарядки, гарантирует их безотказную работу в течение всего срока службы. Зарядку аккумуляторных батарей производят током, значение которого можно определить по формуле
I=0,1Q
где I — средний зарядный ток, А., а Q — паспортная электрическая емкость аккумуляторной батареи, А-ч.
Зарядный ток, рекомендуемый в инструкции по эксплуатации аккумуляторной батареи, обеспечивает оптимальное протекание электрохимических процессов в ней и нормальную работу в течение длительного времени.
Классическая схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора состоит из понижающего трансформатора, выпрямителя и регулятора тока зарядки. В качестве регуляторов тока применяют проволочные реостаты (см. Рис. 1) и транзисторные стабилизаторы тока.
В обоих случаях на этих элементах выделяется значительная тепловая мощность, что снижает КПД зарядного устройства и увеличивает вероятность выхода его из строя.
Для регулировки зарядного тока можно использовать магазин конденсаторов, включаемых последовательно с первичной (сетевой) обмоткой трансформатора и выполняющих функцию реактивных сопротивлений, гасящих избыточное напряжение сети. Упрощенная схема такого устройства приведена на рис. 2.
В этой схеме тепловая (активная) мощность выделяется лишь на диодах VD1-VD4 выпрямительного моста и трансформаторе, поэтому нагрев устройства незначителен.
Недостатком схемы на Рис. 2 является необходимость обеспечить напряжение на вторичной обмотке трансформатора в полтора раза большее, чем номинальное напряжение нагрузки (
Схема зарядного устройства, обеспечивающее зарядку 12-вольтовых аккумуляторных батарей током до 15 А, причем ток зарядки можно изменять от 1 до 15 А ступенями через 1 А, приведена на Рис. 3.
Предусмотрена возможность автоматического выключения устройства, когда батарея полностью зарядится. Оно не боится кратковременных коротких замыканий в цепи нагрузки и обрывов в ней.
Выключателями Q1 — Q4 можно подключать различные комбинации конденсаторов и тем самым регулировать ток зарядки.
Переменным резистором R4 устанавливают порог срабатывания реле К2, которое должно срабатывать при напряжении на зажимах аккумулятора, равном напряжению полностью заряженной батареи.
На Рис. 4 представлена схема еще одного зарядного устройства, в котором ток зарядки плавно регулируется от нуля до максимального значения.
Изменение тока в нагрузке достигается регулированием угла открывания тринистора VS1. Узел регулирования выполнен на однопереходном транзисторе VT1. Значение этого тока определяется положением движка переменного резистора R5. Максимальный ток заряда аккумулятора 10А , устанавливается амперметром. Защита устройства обеспечена со стороны сети и нагрузки предохранителями F1 и F2.
Вариант печатной платы зарядного устройства (см. рис. 4), размером 60х75 мм приведен на следующем рисунке:
В схеме на рис. 4 вторичная обмотка трансформатора должна быть рассчитана на ток, втрое больший зарядного тока, и соответственно мощность трансформатора также должна быть втрое больше мощности, потребляемой аккумулятором.
Названное обстоятельство является существенным недостатком зарядных устройств с регулятором тока тринистором (тиристором).
Диоды выпрямительного мостика VD1-VD4 и тиристор VS1 необходимо установить на радиаторы.
Значительно снизить потери мощности в тринисторе, а следовательно, повысить КПД зарядного устройства можно, если регулирующий элемент перенести из цепи вторичной обмотки трансформатора в цепь первичной обмотки. Схема такого устройства показана на рис. 5.
В схеме на Рис. 5 регулирующий узел аналогичен примененному в предыдущем варианте устройства. Тринистор VS1 включен в диагональ выпрямительного моста VD1 — VD4. Поскольку ток первичной обмотки трансформатора примерно в 10 раз меньше тока заряда, на диодах VD1-VD4 и тринисторе VS1 выделяется относительно небольшая тепловая мощность и они не требуют установки на радиаторы. Кроме того, применение тринистора в цепи первичной обмотки трансформатора позволило несколько улучшить форму кривой зарядного тока и снизить значение коэффициента формы кривой тока (что также приводит к повышению КПД зарядного устройства). К недостатку этого зарядного устройства следует отнести гальваническую связь с сетью элементов узла регулирования, что необходимо учитывать при разработке конструктивного исполнения (например, использовать переменный резистор с пластмассовой осью).
Вариант печатной платы зарядного устройства на рисенке 5, размером 60х75 мм приведен на рисунке ниже:
Диоды выпрямительного мостика VD5-VD8 необходимо установить на радиаторы.
В зарядном устройстве на рисунке 5 диодный мостик VD1-VD4 типа КЦ402 или КЦ405 с буквами А, Б, В. Стабилитрон VD3 типа КС518, КС522, КС524, или составленный из двух одинаковых стабилитронов с суммарным напряжением стабилизации 16÷24 вольта (КС482, Д808, КС510 и др.). Транзистор VT1 однопереходной, типа КТ117А, Б, В, Г. Диодный мостик VD5-VD8 составлен из диодов, с рабочим током не менее 10 ампер (Д242÷Д247 и др.). Диоды устанавливаются на радиаторы площадью не менее 200 кв.см, а если радиаторы будут сильно нагреваться, в корпус зарядного устройства можно установить вентилятор для обдува.