Schetchiksg.ru

Счетчик СГ
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ремонт общедомового счетчика за чей счет

За чей счет производится поверка общедомовых счетчиков хвс и гвс в домах управляющей компании.

За чей счет производится поверка общедомовых счетчиков хвс и гвс в домах управляющей компании.

Ответы на вопрос:

Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 26.03.2014) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» коллективный прибор учёта является общедомовым имуществом. Поверка общедомового прибора учёта проводится за счёт собственников помещений многоквартирного дома, с возмещением расходов через плату за содержание и ремонт жилья.

Похожие вопросы

Зв чей счет производится поверка, замена счетчика отопления, который находится в техническом помещении многоквартирного дома?

Вопрос следующий: За чей счет производится поверка общедомовых приборов учета?

Объясните, пожалуйста, за чей счёт должна производиться поверка общедомовых счётчиков на отопление и горячую воду?

За чей счёт и за какую цену проводится поверка общедомовых счётчиков расхода воды.

Кто отвечает за поверку общедомового счётчика тепла? Сами жильцы или управляющая компания?

Был задан вопрос: За чей счет производится поверка общедомовых счетчиков хвс и гвс в домах управляющей компании?

Ваш ответ: Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 26.03.2014) О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов коллективный прибор учёта является общедомовым имуществом. Поверка общедомового прибора учёта проводится за счёт собственников помещений многоквартирного дома, с возмещением расходов через плату за содержание и ремонт жилья.

1. Если утром деньги а вечером стулья то какую сумму за поверку я должен перечислить на УК (или дать в руки начальнику УК) если это многоквартирный дом.

2. Я оплачиваю поверку, а УК мне возмещает затраты, производится возмещение расходов через плату за содержание и ремонт жилья, тогда каким образом (писать заявление на УК о перерасчете, УК сами производят перерасчет на основании Акта проверки с представлением его жильцам)

3. Если часть жильцов отказывается утром предоставлять деньги то тогда как?

За чей счет устанавливаются коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых коммунальных ресурсов

Губин Виталий

Вопрос не праздный. Очень часто, присутствуя на общих собраниях или ведя беседу в социальных сетях, я сталкиваюсь с одним и тем же вопросом: За чей счет устанавливаются коллективные (общедомовые) приборы учета , в простонародье общедомовые счетчики. И всегда я отвечаю: за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах.

Давайте разберемся почему эти счетчики устанавливаются за счет собственников, а не скажем за счет ресурсоснабжающих или управляющих организаций.

Законом, регулирующим спорные отношения, является Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», частью 5 которого установлено, что до 1 июля 2012 года, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

А согласно п. 13 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте “б” пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Перечень общего имущества изложен как ст. 36 Жилищного кодекса РФ, так и в подп. «е(1)» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением правительства от 13.08.2006 г. № 491, в соответствии с которым в состав общего имущества включаются автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Следовательно общедомовые счетчики относятся к общему имуществу многоквартирного дома и в силу п. 28 указанного выше Постановления 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения.

Возвращаемся к требованиям Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а именно к его части 12, которой установлено, что лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане – собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане – собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 – 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Читайте так же:
Механический счетчики для мазута

Таким образом, установка коллективных (общедомовых) приборов учета всегда производится за счет собственников помещений в многоквартирных домах.

За чей счет производится замена радиаторов отопления в квартире

Приближающийся холодный сезон часто вскрывает все недостатки системы отопления многонаселенного дома. Внеквартирное оборудование обычно ремонтируется и меняется исходя из коллективного мнения общего собрания. Как быть с аварийными трубами и за чей счет производится замена радиаторов отопления в квартирах нанимателей и собственников, предстоит думать самим жильцам. Но все не так просто решается, если опираться на российское законодательство. Дак все таки за чей счет производится замена радиаторов отопления в квартире?

Что такое тепловой баланс дома?

Зачастую отопительный период, особенно в старом жилищном фонде, сопровождается многочисленными претензиями граждан на плохой или чрезмерный обогрев квартир. Возникают такие неудобства по разным причинам, но основным моментом здесь является измененный тепловой баланс дома, появившийся и из-за неконтролируемой установки и замены жильцами батарей отопления.

Замена радиаторов отопления

Что собой представляет этот баланс и как он влияет на всю тепловую систему дома? Это понятие используется при разработке проекта обогревательной сети здания. Конкретного определения у него нет, но он связан с соотношением подающегося в дом тепла и его потерями, то есть в идеале второй фактор не должен превышать первый. При соответствующем балансе, когда поступления и потери равны, в здании устанавливается нужная температура, необходимая для комфортного проживания жильцов.

Разбалансировка системы отопления может происходить по разным причинам, в том числе из-за открытых линий тепломагистралей в результате длительного ремонта городских теплосетей и монтаже незаконных отопительных батарей в квартирах.

Кто должен производить замену батареи в квартире?

Оформив в свою собственность жилье, гражданин порой и не догадывается, что не все в его квартире принадлежит ему лично. Положения Жилищного Кодекса РФ поясняют, что относится к общедомовому имуществу. Кроме того, в августе 2006 года известным Постановлением Правительства РФ № 491 были введены нормы, определяющие состав общего имущества, принадлежащего всем жильцам кондоминиумов. Входит в него и внутренняя система отопления со стояковыми трубами, арматурой, квартирными приборами отопления, общедомовыми счетчиками для измерения тепловой энергии и другим оборудованием.

Общедомовые счетчики тепла

Существует две ситуации:

  • Если владелец жилья решил поменять исправный радиатор на более продвинутую модель, то он и будет сам оплачивать эту работу.
  • Неисправный же радиатор, находящийся в аварийном состоянии (о чем обязательно уведомляется управляющая компания), меняют бесплатно через ЖЭК, как часть общедомового имущества. Такого рода работы ежемесячно оплачивают все жильцы дома как собственники, так и наниматели, согласно статье «содержание здания и ремонт».

При удалении радиатора без последующего восстановления данное действие должно быть согласовано с местной управляющей компанией, потому что, как говорилось, батареи входят в состав общего домового имущества и вмешательство в замкнутую тепловую систему может отразиться на температурных режимах отдельных квартир.

Замена батарей отопления своими руками

Идеальная схема замены батарей отопления в квартире через жэк: авария, вызов мастера, скорый и бесплатный монтаж — в действительности срабатывает редко. Чаще бывают ситуации, когда жильцов вынуждают за свой личный счет снимать и заменять старый потекший радиатор на новый, который и приобретается самими собственниками квартир. Надежда на последующую компенсацию потраченных денег управляющей компанией неосновательна. Практика рассмотрения подобных гражданских исков говорит о том, УК не обязана возмещать потраченные деньги.

Существует уточнение, разрешающее споры о том, за чей счет менять приборы отопительной системы, не в пользу собственников жилья. Радиатор, находящийся в квартире, перестает быть частью общего имущества, если он имеет закрывающее устройство — перемычку, и может быть отделен от стояка. Отсутствие же такого механизма включает батарею в единое целое с общедомовой отопительной системой, и тогда жилец может обратиться в ЖЭК и просить бесплатной замены аварийных радиаторов.

Запомните! Перед покупкой новой батареи обратите внимание на ответвление стояковой трубы в вашей квартире. Если на нем нет запорного устройства, можно смело идти в управляющую компанию с просьбой о замене аварийного радиатора.

Собственники жилья могут на коллективном собрании постановить, что в их доме квартирные приборы отопления будут меняться только за дополнительную оплату. Это положение обязательно должно найти отражение в договоре управления.

Читайте так же:
Штраф водоканала за замену счетчика

Есть ли у квартиросъемщика обязанность по оплате замены радиаторов?

Указанные выше «Правила содержания общего имущества» распространяются не только на собственников, но и на граждан, проживающих в неприватизированном жилье и не имеющих правовых основ на его владение и распоряжение.

Указанный документ содержит перечень общедомового имущества: входит в него и общая сеть отопления, состоящая из стояков, радиаторов, запорной арматуры и остального оборудования. Кроме того, содержится здесь и указание на то, что необходимые действия с общедомовым имуществом оплачивается УК из платежей, собираемых по строке текущего ремонта. Сюда не входят работы, осуществляемые в рамках капитального ремонта всей теплосистемы здания. Поэтому при отсутствии закрывающегося устройства на радиаторе отопления квартиросъемщики не обязаны нести расходы по покупке и замене такой батареи.

Правильная установка запорно-регулирующей

При имеющемся вентиле проблема «за чей счет производится замена радиаторов отопления в квартире» решается за счет оплаты самого проживающего. Так, в договоре прописано, что гражданин — наниматель жилья обязан следить за рабочим состоянием и целостностью внутриквартирного оборудования и осуществлять периодическое обслуживание «за свой счет». Среди обозначенных работ есть и пункт с ремонтом сети теплоснабжения.

Можно ли самостоятельно менять батареи?

Жилищный закон, относящий отопительные батареи к общему имуществу кондоминиума, сужает возможности демонтажа и постановки новых радиаторов силами обитателей квартиры. Решив демонтировать такой старый прибор и поставить новый без помощи ЖЭКа, жилец рискует столкнуться со множеством препятствий.

Тот же документ указывает, что снятие или монтаж квартирного прибора отопления может быть осуществлено только по решению, принятом большинством голосов всех собственников дома. При несогласии самостоятельная деятельность по изменению конфигурации приборов отопления в своей квартире будет значиться как единоличное управление и распоряжение имуществом кондоминиума. И за случившиеся сбои системы обогревания будет нести ответственность не ЖЭК, а лично жилец данной квартиры.

Собрание жильцов дома

В реальности сложно представить, что для согласия на замену каждой батареи в доме будет проводиться общее собрание жильцов. В обязанности председателя ТСЖ входит контроль за общедомовой системой обеспечения тепла. Кроме того, нередко через самостоятельный монтаж новых батарей нарушается тепловой баланс здания, в результате чего в некоторых квартирах может быть нарушен температурный режим. Председателю того ТСЖ, чей температурный баланс дома был изменен, необходимо определять квартиры с незаконной установкой-заменой радиаторов для организации нормального отопления всего дома.

В правилах использования жилищного фонда контроль за самовольными изменениями отопительного оборудования в квартирах закреплен за обслуживающей организацией. ТСЖ может обратиться в ЖЭК и провести демонтаж незаконно установленных за счёт жильцов лишних радиаторов.

Но зачастую заставить собственника жилья удалить дополнительную и незаконно поставленную батарею или вернуть конструкцию отопления к прежнему виду очень сложно. Выходом из ситуации может стать обращение с иском в суд о понуждении к действиям по демонтажу радиатора.

Вносятся ли новые отопительные приборы в техпаспорт помещения?

Чтобы установить дополнительный обогревательный элемент или модифицировать имеющийся радиатор требуется согласовать свои действия с ТСЖ. Оно же зачастую рассматривает такой процесс, как переоборудование, о чем в техническом паспорте помещения должна быть сделана пометка.

Многие председатели ТСЖ считают, что новый отопительный прибор или его модификация является поводом к тому, чтобы ввести данные об этом в техпаспорт. Они относят действия по замене или усложнению радиаторов к процедуре переоборудования помещения, что требует согласования с соответствующими органами. Но эта точка зрения ошибочна, так как в техпаспорте не требуется указывать обогревательные приборы, нет в нем сведений о местоположении и наличии их количества. Прописывают только источник тепла, например, ТЭЦ. Следовательно, собственников жилья нельзя понудить привести помещение в первоначальный вид, как в случае с переустройством. Но известить УК о своих действиях нужно.

Запомните! Самостоятельная замена радиаторов в квартире за свой счет требует обязательного извещения обслуживающей компании.

Извещение обслуживающей компании при замене радиаторов

Самой простой считается ситуация, когда старые радиаторы будет заменены на новые того же типа. Но остальные работы должны пройти через экспертизу. Она подтвердит, что монтаж радиаторов не скажется отрицательно на общем балансе тепла. После получения рекомендаций, можно приступать к работам. Экспертиза требуется для таких действий:

  • перемещения батареи на другое место;
  • установки радиатора нового типа;
  • изменения конфигурации батареи.

Экспертиза вышедших из строя радиаторов

Управляющая компания отказывается менять батареи. Как быть?

Несмотря на существующее законодательство и препятствия для самостоятельной замены батарей без обращения в ЖЭК, демонтировать старые и установить новые радиаторы своими силами намного проще, чем ждать этих действий от управляющей организации. Отказывая в замене приборов отопления, представители ЖЭКа опираются на понятие «балансового разграничения» имущества, принадлежащего собственникам и всему дому. Согласно ему жилец сам ремонтирует и обслуживает приборы отопления в личной квартире. Но никто не может по своему желанию изменить состав имущества, относящегося к общедомовому.

Читайте так же:
Счетчик топ мейл ру

Запомните! Имеющиеся противоречивые моменты в законе не аннулируют главного положения, относящего радиаторы в квартирах к общему имуществу дома.

И если аварийные радиаторы в вашем жилье требуют замены и не имеют запорных устройств, нужно обратить с просьбой в ЖЭК и управляющую компанию. При отказе в означенных действиях можно написать официальное письмо в организацию, обслуживающую дом, где изложить ситуацию и потребовать замены батарей. А потом, изучив жилищное законодательство, подавать в суд заявление с иском о понуждении к осуществлению замены батарей.

Куда обратиться с просьбой о замене батареи?

Далеко не все граждане знают, что делать при необходимости замены батарей в своем жилье, в какую организацию обращаться и за чей счет проводить работы. Демонтаж и следующая установка нового отопительного оборудования силами хозяина могут закончиться тепловой разбалансировкой дома, конфликтами с соседями из-за нарушенного температурного режима в их квартирах, возникновением аварийной ситуации, за которую будет отвечать ТСЖ.

Зона ответственности ТСЖ

Существующие правила эксплуатации жилищного фонда отдают право по надзору за установкой батарей обслуживающей организации, будь то увеличение сегментов одного радиатора или количества отопительных приборов. И изменять их конфигурацию без специального разрешения собственник жилья не имеет права. Например, если приобретенные собственником батареи не соответствуют общедомовым отопительным приборам, то в таком случае ТСЖ может запретить их монтаж.

Житель квартиры должен проводить такие работы через ЖЭК и согласовать со своей обслуживающей организацией замену батарей. Если он устанавливает аналогичные тем, которые предусматривались при проектировании и строительстве дома, достаточно только уведомить УК, не дожидаясь получения специального разрешения.

Согласование работ с ТСЖ

При замене радиаторов на отопительные приборы другого вида (отличных от тех, что предусматривались архитекторами), увеличения его площади или выбора нового места монтажа, требуется опытный специалист, который поможет рассчитать возможность установки отопительных приборов, поскольку сможет измениться нагрузка на все тепловую сеть дома. Вызов специалиста и проведение технической экспертизы позволит в будущем решать вопросы без обращения в судебные инстанции.

Стоит отметить, за чей бы счет ни монтировалось оборудование, снимать и менять батареи отопления лучше всего в теплое время года, до начала отопительного сезона. В противном случае жильцы дома рискуют неделями обходиться без тепла из-за нерадивых жильцов, меняющих радиаторы.

Установка одпу по отоплению за чей счет

Все что нужно знать по теме: «Установка одпу по отоплению за чей счет» с точки зрения профессионалов. Актуальность информации на 2020 год вы можете уточнить у дежурного специалиста.

Общедомовые приборы учета: кто оплачивает установку и за все ли услуги надо платить в их отсутствие?

Не так давно Президиум ВС РФ принял очередной обзор судебной практики, в который включил в том числе ответы на важные вопросы по спорам в сфере ЖКХ (Обзор судебной практики ВС РФ от 23 декабря 2015 г. № 4). В частности, Суд пояснил, с кого взыскивать расходы за установку общедомового прибора учета и можно ли не платить за водоотведение при отсутствии такого прибора. Рассмотрим ситуации подробнее.

Установка общедомового прибора учета: за чей счет?

До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – закон об энергосбережении). Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил. В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие «Воронежтеплосеть», которое снабжало водой один из домов-«нарушителей».

После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.

Тогда МКП «Воронежтеплосеть» обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО «УК «Городок» – организации, которая управляла этим домом. Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений. Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г. № А14-13747/2013, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 г. № 19АП-3798/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2014 г. № Ф10-4117/14). Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Читайте так же:
Время работы 2х тарифных счетчиков

Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 16, п. 24, п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). По мнению адвоката, руководителя проекта «Народный адвокат» по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер, управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета. «Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании», – считает юрист.

Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами. Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц. В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек. Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. № Ф10-3586/2014 по делу № А14-12461/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2015 г. № Ф04-19403/2015 по делу № А27-17406/2014).

При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов «Гордейчик и партнеры»

«Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них. Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом. Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе».

Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить?

До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (подп. «в» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно. Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет (п. 5, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.

Читайте так же:
Счетчик ультразвуковой multical 62

Так, липецкое ООО «Водоканал», которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года. Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления. При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды (формула 12 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г. № А36-733/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 г. № 19АП-3790/2014). Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.

Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО «Водоканал». Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г. № Ф10-3298/2014 по делу № А36-733/2014).

Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим. Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать. Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги (п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 апреля 2015 г. № 310-ЭС14-5955).

Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию (Определение ВС РФ от 19 сентября 2014 г. № 309-ЭС14-2373, Решение ВС РФ от 10 декабря 2014 г. № АКПИ14-1190), так и прямо противоположную (Определение ВС РФ от 26 августа 2014 г. № 307-ЭС14-222). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (письмо Минстроя России от 10 апреля 2014 г. № 5942-МС/04), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.

Таким образом, ВС РФ по обоим спорным вопросам встал на сторону жильцов. Однако нужно иметь в виду, что до внесения поправок в законодательство, которые сделали бы его более однозначным, собственникам помещений надо быть готовыми к конфликтам с участием управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в том числе в суде.

5 вопросов юристу о правах и обязанностях собственников и УК в отношении общедомовых приборов учета тепла

Частнопрактикующий юрист, эксперт по правовому сопровождению деятельности организаций ЖКХ

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию