Schetchiksg.ru

Счетчик СГ
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Счетчиком государственного долга сша

Государственный долг США

Государственный долг США (англ. The United States government debt ) — задолженность федерального правительства США перед своими кредиторами. К государственному долгу США не относятся долги отдельных штатов, корпораций или физических лиц, даже гарантированные государством, а также будущие обязательства перед получателями социальной помощи и здравоохранение. По оценкам ЦРУ на 2017 год долг США находился на 34-м месте в мире с точки зрения его соотношения с ВВП [1] .

В сентябре 2020 года госдолг вырос до 26,9 триллионов долларов [2] .

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Историческая динамика долга
    • 1.2 Закон Грэмма-Рудмана-Холлингса
    • 1.3 Темпы роста в начале XXI века
  • 2 Структура
  • 3 Расчёты по долгу
  • 4 Счётчики долга
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

История [ править | править код ]

Историческая динамика долга [ править | править код ]

Госдолг США по годам на 31 декабря [3] [4] [5] [6] [7]
ГодГосдолг США, млрд. $ВВП, млрд. $Доля ВВП, %
19102,733,28,0
192026,089,029,2
193016,298,416,5
194050,798,252,4
1950256,9279,094,0
1960290,5535,154,3
1970380,91049,136,3
1980909,02796,832,5
19903206,35914,654,2
20005628,710148,255,5
201013528,814798,591,4
201720164,019362,1104,2

Соотношение госдолга США с ВВП достигло максимума в 1946 году, что стало следствием массивных военных расходов в период Второй мировой войны. Тогда данный показатель составил 121,2 % ВВП. Однако опережающая динамика роста экономики над ростом госдолга (с середины 1940-х по начало 1980-х годов) позволила сократить данный показатель до уровня 33—36 % [8] .

Статьи расходов годового бюджета США превышают доходы (что приводит к т. н. дефициту бюджета) с конца 1960-х годов (с 1970 года профицит годового бюджета США был зафиксирован только 4 раза — в 1998—2001 годах).

С 1980-х годов объём государственного долга стал расти намного быстрее экономики. Разрыв между динамикой роста ВВП и роста госдолга увеличился в 2000-х годах.

С 1966 по 2020 год среднегодовой прирост госдолга США составил 8,3 %, а номинального ВВП — 6,3 % [9] .

В апреле 2020 года соотношение федерального долга и ВВП страны достигло 116 % по сравнению со 107 % на конец 2019 года [9] .

Закон Грэмма-Рудмана-Холлингса [ править | править код ]

Резкое увеличение государственного долга США во время уже первого президентского срока Рональда Рейгана (почти в 2 раза, с 834 млрд $ в 1980 до 1525 млрд $ в 1986 (в ценах 1982 года)) [10] вызвало озабоченность Конгресса, результатом которой стало принятие в 1985 году Закона о сбалансированном бюджете и контроле за дефицитом в чрезвычайных условиях (Акт Грэмма-Рудмана-Холлингса). Закон предусматривал ежегодные меры по уменьшению дефицита и достижению сбалансированного бюджета к 1991 году (в дальнейшем этот срок несколько раз продлевался).

Темпы роста в начале XXI века [ править | править код ]

16 мая 2011 года министр финансов США Тимоти Гайтнер уведомил конгресс, что государственный долг страны достиг максимального установленного законом уровня. По словам министра, ему приходится использовать «различные бухгалтерские уловки» в качестве мер для предотвращения дефолта [11] . 15 июля того же года президент Барак Обама заявил, что, если к утру 16 июля Конгресс не увеличит лимит госдолга, США могут объявить технический дефолт. Дело в том, что именно конгресс принимает закон о допустимом уровне госдолга страны. До этого подобные законы принимали без задержек и лишних споров, что происходило в истории США 74 раза. Однако в тот раз администрация демократа Обамы, увязла в спорах с республиканцами, которые были тогда большинством в конгрессе.

2 августа за 12 часов до возможного объявления дефолта Сенат США все-таки проголосовал за увеличение госдолга на 2,1 триллиона долларов — до 16,4 триллионов, тем самым дефолт был отложен. Госдолг составил в тот день более 14,3 трлн долларов [13] . В тот же день, 2 августа, президент успел подписать принятый закон о госдолге, предотвратив технический дефолт [14] . В тот же и на следующий день были размещены новые государственные облигации США на несколько сот миллиардов долларов. Несмотря на договорённость между республиканцами (большинство в Конгрессе) и демократами (президент), «подвешенная» с 16 мая по 2 августа ситуация с увеличением потолка долга привела к нестабильности фондовых рынков из-за опасений дефолта: цена золота ещё 18 июля установила мировой рекорд, превысив 1600 долларов за унцию [15] . На следующий день в результате новых заимствований, согласно агентству S&P, государственный долг Соединённых Штатов Америки превысил валовый внутренний продукт США. Наконец, 4 августа кредитный рейтинг США был понижен S&P с максимального «ААА» до «АА+» с прогнозом «негативный» на фоне проблем с госдолгом и ростом дефицита госбюджета [16] [17] . Впоследствии агентство изменило прогноз на «стабильный» [18] .

Читайте так же:
Принципиальные схемы остановки счетчика

В последний раз законодательный предел госдолга США был поднят 30 января 2012 года до нового максимума 16,394 трлн долларов. Однако к концу года долг достиг 16,432 трлн долларов, и 31 декабря, если бы демократы и республиканцы в конгрессе не договорились о снижении дефицита бюджета США на 1,2 триллиона долларов в течение ближайших 10 дней, мог произойти фискальный обрыв. Но в ночь на 1 января 2013 года Конгресс США одобрил Закон «О фискальном обрыве», тем самым отсрочив падение.

На март 2013 года госдолг США на душу населения составлял около 53 тыс. долл./чел., в то время как ВВП на душу населения составлял 51749 долл. (2012 г.) Данные экономические показатели свидетельствуют о ненулевой вероятности дефолта, но поскольку государство США имеет самый высокий кредитный рейтинг ААА (по оценкам международных рейтинговых агентств Fitch и Moody’s), то соответственно платит маленькие проценты по своему государственному долгу. Государственный долг США на 45 процентов является внешним долгом и номинирован в долларах США — первой в мире валюте по объёму валютных резервов и денежных операций. Благодаря этим и другим факторам вероятность дефолта США практически равна 0, за исключением чисто технического дефолта [19] .

В конце августа 2017 на штат Техас обрушился ураган Харви, а на Флориду — ураган Ирма, которые имели разрушительные последствия. На их ликвидацию потребовалось выделить экстренное финансирование. Конгрессу с Белым домом пришлось срочно принимать закон о повышении лимита, который позволил бы продолжить заимствования. 8 сентября 2017 года госдолг США впервые в истории превысил отметку в 20 трлн долларов [20] . В этот день президент Дональд Трамп подписал закон о временном повышении порога государственного долга страны, который разрешил неограниченные федеральные займы [21] . Таким образом, Америка набрала в долг 10 триллионов долларов всего за восемь лет. Для предыдущих 10 триллионов потребовалось более 100 лет. Несмотря на большой долг, благодаря экстремально низким ставкам Штаты тратят на процентные платежи по своим бумагам не более 300 миллиардов долларов в год и, при сложившихся условиях, могут копить долг неопределённо долго. Но если же ставка по 10-летним облигациям вырастет с нынешних 2 % до 4,5 % (базовый прогноз конгресса), то это увеличит стоимость обслуживания до 800—900 миллиардов долларов в год через 7—10 лет, причём на купонные платежи будет уходить до половины налоговой выручки правительства [22] .

В сентябре 2020 года госдолг вырос до 26,9 триллионов долларов [2] .

Структура [ править | править код ]

Структура госдолга США по состоянию на январь 2019 года [23] :

  • Общий госдолг: 21 959 миллиардов;
  • Долг перед различными лицами: 16 108 миллиардов;
  • Внутригосударственный долг: 5851 миллиард.
Крупнейшие иностранные кредиторы США (окт. 2018) [24]
СтранаМлрд. долларов%
Китай1138,918,37 %
Япония1018,516,43 %
Бразилия313,95,06 %
Ирландия287,34,63 %
Великобритания263,94,26 %
Люксембург225,43,64 %
Швейцария225,23,63 %
Каймановы острова208,23,36 %
Гонконг185,02,98 %
Саудовская Аравия171,32,76 %
Бельгия169,72,74 %
Тайвань162,32,62 %
Индия138,22,23 %
Сингапур133,02,15 %
Республика Корея111,11,79 %
Франция109,41,76 %
Канада101,91,64 %
Германия77,51,25 %
Таиланд65,31,05 %
Бермудские острова62,21,00 %
Норвегия61,30,99 %
Объединённые Арабские Эмираты57,70,93 %
Кувейт44,10,71 %
Швеция43,40,70 %
Нидерланды43,00,69 %
Мексика41,50,67 %
Польша40,00,65 %
Италия39,60,64 %
Австралия38,90,63 %
Испания35,30,57 %
Ирак31,10,50 %
Израиль30,80,50 %
Остальные524,78,46 %
Всего6199,6

По состоянию на 2020 год около 30 % госдолга США находится на балансе федеральных агентств, прежде всего Фонда социального страхования. Оставшаяся часть закреплена за публичными структурами. Крупнейшая из публичных групп представлена международными кредиторами. По данным на март на них приходится почти 4,3 трлн долларов. Наибольший объём у Японии и Китая, 1,27 трлн и 1,08 трлн соответственно [9] .

Расчёты по долгу [ править | править код ]

В 2019 году США заплатили 567 млрд долларов процентных расходов по госдолгам (17 % доходов бюджета). Средняя процентная ставка составила 2,5 %. По состоянию на 2020 год уровень долга заметно вырос, но процентные ставки при этом уменьшились. В марте 2020 года ФРС снизила ключевую ставку с 1,75 % до 0,25 %. Вместе с fed funds rate уменьшилась и стоимость обслуживания долга. К примеру, за год доходность 10-летних Treasuries опустилась с 2,4 % до 0,7 % годовых [9] .

Счётчики долга [ править | править код ]

Компанией Durst Organization в центральном районе Нью-Йорка в 1989 году на всеобщее обозрение был вывешен счётчик национального долга США. В 2004 году счётчик был демонтирован, и позже его обновленная версия была установлена поблизости.

Существует множество сайтов, отображающих размер госдолга США, в том числе, созданные в правительственных органах [23] .

Читайте так же:
Счетчик импульсов от водосчетчиков своими руками

Государственный долг США

Государственный долг США (англ. The United States government debt ), национальный долг США (англ. national debt ) — задолженность федерального правительства США перед своими кредиторами. К государственному долгу США не относятся долги отдельных штатов, корпораций или физических лиц, даже гарантированные государством, а также будущие обязательства перед получателями социальной помощи. В 2011 году государственный долг США, по данным справочника ЦРУ, находился на 36-м месте в мире с точки зрения его соотношения с ВВП [1] [2] .

По состоянию на 17 ноября 2011 года, общий объём национального долга США составил 15,03 трлн долларов [3] [4] . Вскоре объём долга превысил 100 % ВВП США [5] . На 21 октября 2013 — 17,08 трлн долл. [6] На 11 ноября 2014 — 17,9285 трлн долларов. Около 5 трлн составляет долг перед иными государствами, из которых по 1,3 и 1,1 трлн — перед Китаем и Японией соответственно [7] . На 8 февраля 2016 года госдолг США составлял 19,010 трлн долл. [8] На 3 марта 2016 года 19,350 трлн долл.

Статьи расходов годового бюджета США превышают доходы (что приводит к т. н. дефициту бюджета) с конца 1960-х годов (с 1970 года профицит годового бюджета США был зафиксирован только 4 раза — в 1998—2001 гг.).

Соотношение госдолга США с ВВП достигло максимума в 1946 году, что стало следствием массивных военных расходов в период Второй мировой войны. Тогда данный показатель составил 121,2 % ВВП.
Однако опережающая динамика роста экономики над ростом госдолга (с середины 1940-х по начало 1980-х годов) позволила сократить данный показатель до уровня 33—36 %. [9]
С 1980-х годов, однако, объём государственного долга стал расти намного быстрее экономики. Разрыв между динамикой роста ВВП и роста госдолга увеличился в 2000-х годах.

В последний раз законодательный предел госдолга США был поднят 30 января 2012 года до нового максимума 16,394 трлн долларов. Однако к концу года долг достиг 16,432 трлн долларов, и 31 декабря, если бы демократы и республиканцы в конгрессе не договорились о снижении дефицита бюджета США на 1,2 триллиона долларов в течение ближайших 10 дней, мог произойти фискальный обрыв. Но в ночь на 1 января 2013 года Конгресс США одобрил Закон «О фискальном обрыве», тем самым отсрочив падение.

На март 2013 года госдолг США на душу населения составлял около 53 тыс. долл./чел., в то время как ВВП на душу населения составлял 51749 долл. (2012 г.) Данные экономические показатели свидетельствуют о ненулевой вероятности дефолта, но поскольку государство США имеет самый высокий кредитный рейтинг ААА (по оценкам международных рейтинговых агентств Fitch и Moodys), то соответственно платит маленькие проценты по своему государственному долгу. Также стоит отметить, что гос. долг США на 70 процентов не является внешним долгом и номинирован в долларах США — первой в мире валюте по объёму валютных резервов и денежных операций. Благодаря этим и другим факторам вероятность дефолта США практически равна 0, за исключением чисто технического дефолта [10] .

Государственный долг США

Содержание

  • 1 Краткая история долга
  • 2 Рост государственного долга США
  • 3 Положение дел на начало 2006 года
  • 4 Счётчик долга
  • 5 Ссылки

««А как насчет того, что всего через несколько лет, по оценкам, наш долг достигнет 30 триллионов?» А потом 100, 500, далее один квадриллион, 50 квадриллионов, квинтиллион, сикстиллион, септиллион и т . д. Кому они должны то? Сами себе? Пока мир принимает доллар, так и будут печатать.»В комментариях ИноСМИ

Государственный долг США, национальный долг США — деньги, которые должно федеральное правительство США. Не включает в себя долги штатов, корпораций и т. д.

На февраль 2006 года государственный долг США составлял $8,3 триллионов или 64,8 % ВВП (35-e место в мире по величине долга в процентном отношении, 1-e место в мире по величине долга в абсолютном выражении).

Статьи расходов бюджета превышают доходы (т. н. дефицит бюджета) по крайней мере с 1910 года. Государственный долг достиг максимума в соотношении с ВВП в 1946 году, когда он составлял 121,2 % ВВП.

Основным кредитором правительства является система частных банков «Федеральный резерв» (слово «федеральный» не означает государственный).

Краткая история долга [ править | править код ]

Year to
30 th
September
Госдолг США
млрд. $
19102.6
192025.9
193016.2
194043.0
1950257.4
1960290.2
1970389.2
1980930.2
19903,233.3
20005,674.2
20057,932.7
20068,506.9
нач. 20089,415.0
кон. 200810,660.0
нач. 201114,110.0

Рост государственного долга США [ править | править код ]

National Debt Summary

ПрезидентПартияПрезидентство, летУвеличение долгаГодовое увеличениеОтношение долга к ВВП
Джимми КартерДемократ.449.1 %10.5 %33.3 %
Рональд РейганРеспублик.8188.2 %14.1 %52.6 %
Буш, Джордж Герберт УолкерРеспублик.446.2 %9.9 %65.9 %
Билл КлинтонДемократ.813.7 %1.6 %57.7 %
Джордж Буш до 2004Республик.426.0 %5.9 %64.8 %
Читайте так же:
Как установить счетчик rambler

Положение дел на начало 2006 года [ править | править код ]

По оценкам некоторых аналитиков, на данный момент угроза экономического кризиса в стране достаточно велика. Тем не менее, власти Штатов планируют компенсировать превышение государственного долга средствами из пенсионного фонда. Об этом говорится в письме, направленном в конгресс главой министерства финансов США Джоном Сноу (John Snow).

Несмотря на принимаемые экстренные меры, к 20 марта 2006 государственный долг превысит установленный ранее потолок в $8,2 триллиона, отмечено в письме.

Чтобы правительство не нарушило свои обязательства, Сноу обратился к законодателям с просьбой незамедлительно повысить этот порог. В противном же случае, США ожидает первый за всю современную историю дефолт, что резко понизит рейтинг кредитного доверия к США и поднимет ставки на последующие займы. Большинство специалистов обоснованно полагают, что если в Америке случится дефолт, то под угрозой разрушения будет и вся мировая экономика, так как основная часть мировых валют и экономик различных государств привязана именно к доллару и экономике США.

Счётчик долга [ править | править код ]

Компанией «Durst Organization» в центре Нью-Йорка в 1989 году на всеобщее обозрение был вывешен счетчик национального долга США.

В октябре 2008 года его «зашкалило» и он некоторое время не работал, поскольку там не оказалось места для числа с более чем двенадцатью нулями.

Счетчиком государственного долга сша

Счетчик национального долга США

Онлайн-счетчик можно посмотреть здесь. Долг растет в среднем на $3,86 млрд в день

От ред. FLB: Это зрелище завораживает. Сотня тысяч долларов мелькает перед глазами. За день набегает под 4 миллиарда долларов долга. Спасибо, что это не наша ноша, а заокеанского соседа. Хотя понятно, что расплачиваемся мы за все это всем миром. В прямом смысле этого слова.

Изобретение Сеймура Дюрста

«Счетчик национального долга» был установлен в Нью-Йорке в районе Times Square по инициативе бизнесмена Сеймура Дюрста. Он хотел таким образом привлечь внимание общественности к огромному госдолгу США. На тот момент долг составлял $2,7 трлн. Сегодня обязательства США перевалили за 10 триллионов.

Как сообщили «Известия», госдолг США растет с такой силой, что зашкаливает даже техника. На «Счетчике» попросту закончились индикаторы цифр. В следующем году, правда, аппарат обещают усовершенствовать, добавив две цифры. Тогда «Счетчик» будет в состоянии демонстрировать долг США, даже исчисляемый квадриллионами долларов. Дойдет ли до этого? Трудно сказать. На сайте, где размещена виртуальная версия «Счетчика», есть такая предостерегающая надпись: «С 28 сентября 2007 года национальный долг продолжает расти в среднем на $3,86 млрд в день. Обеспокоены? Обращайтесь в конгресс или Белый дом».

Кому и сколько должны Соединенные Штаты

Основными кредиторами Соединенных Штатов являются Япония и Китай (на них приходится 40% госдолга США). Первому — Америка должна $583 млрд, второму — $503 млрд (без учета долгов перед Гонконгом и Макао). Россия занимает восьмое место в списке кредиторов США. На 30 июня 2008 года доля американского государственного долга перед Россией составляла $65,3 млрд, или 2,5%.

ЗАКАТ АМЕРИКАНСКОГО МОГУЩЕСТВА

От ред. FLB: Профессор истории и директор Центра по изучению проблем международной безопасности Йельского университета Пол Кеннеди опубликовал в газете The Wall Street Journal (США, 14 января 2009) статью «Закат американского могущества». Симптоматично, что образованный профессор поминает при этом Чехова. Диагноз профессора Америке прост — «имперское перенапряжение сил»:

«Сегодня, когда мир, пошатываясь, оставил позади действительно ужасный 2008 г. и делает первые шаги в новом, 2009 г., — который уже выглядит весьма пугающе — у противников Америки на первый взгляд есть немало оснований полагать, что по мировой державе номер один кризис ударит сильнее, чем по всем остальным. Ниже я изложу эти основания. Но для начала давайте отметим одну любопытную черту человеческого характера: страдая сами, мы, похоже, находим утешение в том, что другим достается еще сильнее. (Так и представляешь себе, как какой-нибудь чеховский персонаж-дворянин, со вздохом констатирует: ‘В моем поместье дела, конечно, идут неважно, Василий, но ты-то вообще на грани банкротства!’)

Поэтому, хотя сегодня Россия, Китай, Япония, страны Латинской Америки и Ближнего Востока тоже несут экономические потери, главным проигравшим считается Дядя Сэм. Такое вот утешение для всех остальных! По каким причинам, однако, Америка в ближайшие годы должна понести больший ущерб, чем другие — помимо расплывчатого принципа ‘чем выше взлетел, тем больнее падать’?

Читайте так же:
Постановление 824 установка счетчиков

Первая из этих причин, несомненно, связана с действительно гигантским бюджетным и внешнеторговым дефицитом США. В абсолютных цифрах такого дефицита нет ни у одной страны мира; если же пересчитать его в процентах по отношению к объему ВВП, полученная цифра напоминает показатели Исландии или какого-нибудь государства Третьего мира с абсолютно некомпетентным правительством. Лично меня прогнозы бюджетного дефицита США на 2009 и последующие годы просто пугают, и меня крайне удивляет, что лишь очень немногие из конгрессменов, выстроившихся в очередь к двери с табличкой ‘финансовые стимулы’, осознают этот факт.

Этот будущий дисбаланс вызывает тревогу по трем причинам. Во-первых, совокупные цифры прогнозов очень быстро меняются — и всякий раз в худшую сторону. За все сорок лет, что я изучаю экономические проблемы великих держав, я не видел, чтобы прогнозы пересматривались так часто, и в таких масштабах. Кое-кто явно убежден, что Вашингтон — это просто огромный печатный станок.

Другое основание для опасений — в том, что никто, похоже, не может сказать, какую пользу принесут эти ассигнования, и не будут ли они растрачены впустую. Я желаю администрации Обамы всего самого лучшего, но меня пугает вероятность, что под давлением чрезвычайных условий президент и его команда будут вынуждены распределять эти деньги без необходимых мер предосторожности, и немалая часть средств попадет не в те руки. Когда на прошлой неделе в прессе появились сообщения, что в Вашингтон стекаются лоббисты, ‘проталкивая’ финансовую помощь тем предприятиям, групповым интересам или секторам услуг, что их наняли, у меня екнуло сердце. Масштабная эмиссия необеспеченных денег — уже плохо. Но раздавать их по принципу ‘всем сестрам по серьгам’ — еще хуже.

В-третьих, меня пугает то, что в стране может просто не найтись свободных денег для приобретения казначейских облигаций, которые будут выпускаться — на десятки миллиардов ежемесячно — в ближайшие годы. Конечно, некоторые инвестиционные компании, обжегшись на безудержной скупке акций и сырьевых фьючерсов, купят какую-то часть этих облигаций, даже если доходность по ним будет до нелепости низка, или вовсе равна нулю. Но этого будет недостаточно, чтобы профинансировать бюджетный дефицит, который в 2009 г. должен составить, по оценкам, 1,2 триллиона долларов.

Мне возражают: велика беда — облигации с радостью расхватают иностранцы. Но это предположение вызывает у меня ряд вопросов. Начнем с того, что сам этот процесс (о чем скромно умалчивают сторонники подобного финансирования) — ужасающее свидетельство относительного упадка, переживаемого Соединенными Штатами. Если вы видели горький фильм Клинта Иствуда о Второй мировой войне ‘Флаги наших отцов’ («Flags of Our Fathers») — вас, как и меня, наверняка задели за живое эпизоды, где троих ошеломленных ветеранов битвы за Иводзиму возят по стране, заставляя призывать восторженные толпы встречающих: ‘Покупайте облигации государственного займа!’ Впечатление, конечно, это оставляет неприятное, но у происходившего тогда была и обратная сторона. Власти США, полностью обратившиеся в кейнсианскую веру, убеждали граждан своими сбережениями поддержать военные усилия страны. В конце концов, кто еще тогда мог купить эти облигации? Британская империя, оказавшаяся на грани банкротства? Разоренный войной Китай? Страны Оси? Советский Союз? К счастью за годы второй мировой войны ВВП США увеличился вдвое, и американцам было чем поддержать государство.

Сегодня, однако, наша зависимость от иностранных инвесторов все больше будет напоминать ситуацию, которую мы, историки, обычно ассоциируем с гигантской внешней задолженностью Испании при Филиппе II и Франции при Людовике XIV — поначалу такой способ финансирования расходов выглядел многообещающе, но затем постепенно утратил привлекательность.

Не исключено, что первые продажи облигаций в этом году пройдут неплохо, поскольку охваченные паникой инвесторы, возможно, предпочтут ценные бумаги, не приносящие дохода, акциям частных компаний, которые могут вообще обанкротиться. Но некоторые прозорливые эксперты по проблемам этого рынка уже намекают, что спрос на ‘обамовки’ отнюдь не безграничен.

Неужели кто-то действительно считает, что Китай может приобретать наши облигации до бесконечности в ситуации, когда его инвестиции в нашей стране уже обернулись убытками, а Пекин отлично осознает необходимость гигантских капиталовложений в собственную экономику? Но даже если случится чудо, и Китай действительно профинансирует большую часть нашего дефицита в 1,2 триллиона, то стоит задуматься, в какую серьезную зависимость от него мы попадем. Подобное изменение финансового баланса на международной арене можно сравнить разве что с перераспределением ролей между Соединенными Штатами и Британской империей в 1941-45 гг. Вряд ли такой вариант всех устроит. Если же иностранцы не проявят интереса к нашим государственным облигациям, нам уже вскоре придется повышать процентные ставки.

Я столь подробно остановился на финансовых затруднениях Америки только потому, что, на мой взгляд, из-за их глубины и серьезности именно эти проблемы в ближайшие два года потребуют первостепенного внимания нашего политического руководства, и тем самым другие важные проблемы автоматически отодвинутся на второй план.

Читайте так же:
Счетчик времени до дембеля

Конечно, экономика Британии, Греции, Италии и еще десятка развитых государств страдает ненамного меньше нашей, а многие африканские и некоторые латиноамериканские страны попросту катятся в пропасть. Кроме того, резкое падение цен на энергоносители нанесло сильный удар таким малоприятным режимам, как путинский в России, чавесовский в Венесуэле и ахмадинежадовский в Иране, в результате чего, будем надеяться, у них останется меньше возможностей строить козни на международной арене.

С другой стороны, имеющиеся на сегодняшний день данные говорят о том, что в Китае и Индии продолжается экономический рост (замедлились только его темпы), в то время как в Америке по совокупным показателям наблюдается спад. Когда пыль от этого тревожного и, возможно, затяжного экономического кризиса уляжется, доли отдельных стран в общемировом ВВП, конечно, не останутся такими же, как, скажем, в 2005 г. Возможно, Дяде Сэму придется потесниться.

Более того, ни у одной из крупных держав — и даже у десятка в совокупности — нет такого гигантского числа обязательств военного характера и размещенных за рубежом воинских контингентов, как у Соединенных Штатов, а они тяжелым бременем ложатся на плечи Дяди Сэма. И это, как ни прискорбно, возвращает нас к тезису об «имперском перенапряжении сил», с которым я выступил еще лет двадцать назад.
Тогда я высказал предположение, что сильный человек с гармонично развитой мускулатурой способен в течение долгого времени идти в гору даже с весьма увесистым рюкзаком на плечах. Но если сил у этого человека становится все меньше (экономические проблемы), а груз остается прежним или даже увеличивается (доктрина Буша), и двигаться надо по сильно пересеченной местности (появление на арене новых великих держав, международный терроризм, проблема несостоятельных государств), наш энергичный пешеход начинает замедлять шаг и даже спотыкаться. Именно тогда более проворные, меньше нагруженные люди могут сначала сократить отставание, затем поравняться с ним, и, возможно, даже обогнать.

Если изложенное выше справедливо хотя бы наполовину, неизбежно приходишь к малоприятному выводу: в ближайшие несколько лет экономические и политические затруднения заставят сильно урезать многие из обещаний, прозвучавших в ходе предвыборной кампании Обамы; стране придется принимать кое-какие весьма трудные внешнеполитические решения; и, несмотря на резко улучшившееся отношение к Америке в мире, не стоит ожидать, что у нас появится больше возможностей действовать на международной арене решительно и последовательно. У Белого дома скоро появится чудесный, харизматичный и очень умный обитатель, но, увы, работать ему придется в таких тяжелых условиях, с которыми Америка не сталкивалась с 1933 или 1945 г.

Когда внимание придется сосредоточивать на хроническом бюджетном дефиците и перенапряжении сил в военной сфере, некоторые позитивные показатели, свидетельствующие том, что США еще сильны, уходят в тень (возможно, на них мы подробно остановимся в другой раз). Наша страна обладает огромными преимуществами по сравнению с другими великими державами с точки зрения демографической ситуации, соотношения между размером территории и численностью населения, сырьевых богатств, потенциала научных учреждений и лабораторий, гибкости трудовых ресурсов и др. Все эти сильные стороны Америки почти десять лет затушевывались политической безответственностью Вашингтона, безудержной алчностью Уолл-стрита и иже с ним, и военными авантюрами за рубежом.

Все еще может сложиться не так плохо, хотя это не означает, что Америка вернет себе то преобладание на мировой арене, которым она пользовалась, например, во времена президента Дуайта Эйзенхауэра. Тектонический сдвиг международного влияния в сторону Азии и сравнительное ослабление Запада, пожалуй, трудно остановить. Однако разумный политический курс, согласованный между Конгрессом и Белым домом, несомненно, способствовал бы тому, чтобы эти поистине исторические преобразования проходили более гладко, не так бурно и неприятно. А это уже неплохо, даже с точки зрения человека вроде меня, считающего, что упадок нашего могущества неизбежен.

Пол Кеннеди — профессор истории и директор Центра по изучению проблем международной безопасности Йельского университета, автор или редактор 19 книг, в том числе ‘Восхода и заката великих держав’ (The Rise and Fall of the Great Powers).

От ред. FLB: Конечно, москвичам и гостям столицы не приходится расчитывать на то, что где-нибудь в районе Красной площади поставят «Счетчик национального долга России». А еще лучше — «Честный счетчик». Впрочем, самый правдивый счетчик у нас там давно уже стоит — это «Нулевой километр». Не убавить не прибавить. В отличие от национального долга. (05.03.2009)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию