Схема стабилизатора тока для ходовых огней
Как самостоятельно сделать простой стабилизатор тока для светодиодов своими руками?
В настоящее время трудно представить тюнинг автомобиля без светодиодных ламп. Но порой их установка осложнена тем, что они перегорают. Чтобы избежать этой ситуации, в сеть можно включить стабилизатор тока для светодиодов своими руками. В статье приводятся примеры микросхем, по которым можно его сделать.
Схемы стабилизаторов и регуляторов тока
На двух транзисторах
На операционном усилителе (на ОУ)
На микросхеме импульсного стабилизатора
Фотогалерея «Микросхемы для самодельных выпрямителей»
Видео «Выпрямитель для светодиодов своими руками»
Схемы стабилизаторов и регуляторов тока
Всем известно, что светодиодным лампочкам необходимо питание двенадцать вольт. В сети авто это значение может доходить до 15 В. Светодиодные элементы очень чувствительны, на них такие скачки отражаются отрицательно. Светодиодные лампы могут перегореть либо некачественно светить (мигать, терять яркость и т.д.).
Чтобы светодиоды служили дольше, в электросеть автомобиля включаются драйвера (резисторы). При нестабильности в сети устанавливаются устройства, которые поддерживают постоянное значение. Существует несколько простых микросхем, по которым можно сделать стабилизатор напряжения своими руками. Все компоненты, входящие в цепь, можно приобрести в специализированных магазинах. Обладая начальными знаниями по электротехнике сделать приборы будет несложно.
На КРЕНке
Для того, чтобы сконструировать простейший стабилизатор напряжения 12 вольт своими руками, понадобится микросхема с потреблением 12 В. В этом случае подойдет регулируемый стабилизатор напряжения 12 В LM317. Он может функционировать в электросети, где входной параметр составляет до 40 В. Чтобы прибор стабильно работал, необходимого обеспечивать охлаждение.
Крены для микросхем
Стабилизатор тока на LM317требует для работы небольшой ток до 8 мА, и данное значение обычно остается неизменным, даже при большом токе, протекающем через крен LM317, или при изменении входного значения. Это реализуется с помощью компоненты R3.
Можно применять элемент R2, но пределы при этом будут небольшими. При неизменном сопротивлении LM317 ток, идущий через прибор, будет также стабильным (автор видео — Создано в Гараже).
Входное значение для кренки LM317 может составлять до 8 мА и выше. Пользуясь этой микросхемой, можно придумать стабилизатор тока для ДХО. Это устройство может выступать нагрузкой в бортовой сети или источником электричества при подзарядке аккумуляторной батареи. Сделать простой стабилизатор напряжения LM317 не составляет труда.
На двух транзисторах
На сегодняшний момент пользуются популярностью стабилизирующие устройства для бортовой сети машины на 12 В, разработанные с использованием двух транзисторов. Данную микросхему используют как стабилизатор напряжения для ДХО.
Резистор R2 является токораздающим элементом. При возрастании тока в сети увеличивается напряжение. Если оно достигает значения от 0,5 до 0,6 В, открывается элемент VT1. Открытие компонента VT1 закрывает элемент VT2. В итоге, ток, проходящий через VT2, начинает снижаться. Можно вместе с VT2 применять полевой транзистор Мосфет.
Элемент VD1 включается в цепь, когда значения находится в пределах от 8 до 15 В и настолько велики, что транзистор может выйти из строя. При мощном транзисторе допустимы показания в бортовой сети около 20 В. Не стоит забывать о том, что транзистор Мосфет откроется, если показания на затворе будут 2 В.
Если применять универсальный выпрямитель как зарядку для АКБ или других задач, то достаточно использовать резистора R1 и транзистор.
На операционном усилителе (на ОУ)
Стабилизатор напряжения для светодиодов на основе ОУ собирается при необходимости создания устройства, которое будет работать в расширенном диапазоне. В рассматриваемом случае в качестве элемента, который будет задавать выпрямляемый ток, является R7. С помощью операционного усилителя DA2.2 можно увеличить уровень напряжения в токозадающем компоненте. Задачей компонента DA 2.1 является контроль опорного напряжения.
При создании схемы следует учесть, что она рассчитана на 3А, поэтому необходим больший ток, который должен поступать на разъем ХР2. Кроме того, следует обеспечивать работоспособность всех составляющих данного устройства.
Сделанный стабилизирующий прибор для автомобиля должен иметь генератор, роль которого выполняет REF198. Чтобы правильно настроить прибор, ползунок резистора R1 нужно установить в верхнее положение, а резистором R3 задавать необходимое значение выпрямленного тока 3А. Для погашения возможных возбуждений, используются элементы R,2 R4 и C2.
На микросхеме импульсного стабилизатора
Если выпрямитель для автомобиля должен обеспечивать высокий КПД в сети, целесообразно использовать импульсные компоненты, создавая импульсный стабилизатор напряжения. Популярной является схема МАХ771.
Схема выпрямителя с импульсным выпрямителем
Импульсный стабилизатор тока характеризуется выходной мощностью 15 Вт. Элементы R1 и R2 делят показатели схемы на выходе. Если делимое напряжение превышает по показателям опорное, выпрямитель автоматически уменьшает выходное значение. В противном случае устройство будет увеличивать выходной параметр.
Сборка данного устройства целесообразна, если уровень превышает 16 В. Компоненты R3 являются токовыми. Для устранения высокого падения нагрузки на данном резисторе в схему следует включить ОУ.
Заключение
Нами были рассмотрены стабилизаторы напряжения на различных компонентах. Эти схемы можно усложнять, повышая быстродействие, улучшая другие показатели. Можно использовать готовые микросхемы, которые всегда можно усовершенствовать своими руками, создавая устройства, предназначенные для выполнения конкретных задач.
Фотогалерея «Микросхемы для самодельных выпрямителей»
Разработка микросхем для светодиодов в авто – трудоемкое и сложное дело, которое требует специальных знаний и опыта. При их отсутствии трудно будет достичь необходимого результата.
Но опыт можно приобрести, внимательно собирая несложный стабилизатор тока для светодиодов согласно приведенным схемам. Его можно использовать для дневных ходовых огней в своем автомобиле с установленными светодиодными лампами.
Видео «Выпрямитель для светодиодов своими руками»
Видео о том, как изготовить устройство, которое защитит светодиоды от перегорания (автор ролика — Яков TANK_OFF).
Дневные ходовые огни (DRL) на Spacio
Кто нибудь задавался вопросом установки дневного света на Спасик? Запарило ездить везде с ближним светом, да и переделывать подсветку приборной панели не хочется!
В этой теме 139 ответов
http://radikal. f.jpg.html
Стабилизатор для блока питания на микросхеме LM317T.
Данная статья не претендует на оригинальность.
Описываемый стабилизатор обладает следующими характеристиками:
максимальный ток — 2 А
выходное напряжение 1,25 — 12 В
максимальная рассеиваемая мощность — 15А
стабилизация по входу — 0,01%/В
стабилизация по нагрузке — 0,1%
ослабление пульсаций — 80 дБ
Основным элементом стабилизатора является замечательная микросхема LM317T. В микросхеме имеется полная защита от перегузок, ограничения по току, тепловая защита. Все выше перечисленные защиты отлично работают в отличие , от аналогов отечественного производства. Схема стабилизатора очень проста и не требует практически ни каких пояснений.
Резистор R2 является регулятором выходного напряжения. При минимуме R2 напряжение на выходе стабилизатора минимально — 1,25 В. При максимуме соответственно максимально (если отключить нижний по схеме вывод R2, то Uвых равно Uвх).
Несколько слов о конструктивных особенностях стабилизаторов на микросхемах серии LM117/LM217/LM317.
На входе стабилизатора рекомендуется использовать шунтирующий керамический конденсатор емкостью 0,1 мкф или танталовый 1 мкф включенный как можно ближе к выводам стабилизатора. Не рекомендуется шунтировать выход стабилизатора емкостями в диапазоне от 500 до 5000 пФ, т.к. это приводит к чрезмерному «звону» выходного напряжения.
Резистор R1 следует подключать непосредственно вблизи выводов стабилизатора. Подключение данного резистора вблизи нагрузки достаточно сильно снижает стабилизацию. Резистор R2 необходимо подключать верхним по схеме выводом так же ближе к стабилизатору, а провод от нижнего вывода ближе к нагрузке.
Ток корый может выдержать стабилизатор конечно маловат, но это не страшно, т.к. стабилизаторы можно включать паралельно. К каждой микросхеме-стабилизатору всего лишь необходимо подключить свои Д1, Д2 и включить в имеющеюся схему стабилизатора. Таким образом можно изготавливать блоки питания на 15 А и более. Входные и выходные напряжения так же могут варироваться в больших пределах главное, что бы разница между входным и выходным напряжением не привышала 40 вольт!
Следует помнить при установке микросхем на радиатор, что фланец микросхемы следует изолировать от радиатора, т.к. на фланце присутствует напряжение Uвых.
Более подробную информацию можно найти на сайте производителей (National Semiconductor).
P.S. Подобный стабилизатор эксплуатируется в блоке питания моего трансивера уже несколько лет и пока не подводил. Неплохие результаты получаются со стабилизаторами серии Т3117, производители, кто то из наших бывших друзей по соцлагерю. Т3117 я вляется полным аналогом LM317T.
На этой схемке я убрал 2 диода, т.к. надо ставить мощные.
Более подробно написано про стабилизаторы здесь:
http://www.bi-l. f=46&t=55
2 реле для включения ДХО когда АКПП в любом положении кроме «Р» и их выключении при включении ближнего, дальнего света.
Не вижу особого смысла заниматься самодельщиной. Сейчас достаточно большой выбор ДХО http://shop.bi-. x&cPath=12 И не дорого
Выбор большой. Их то народ и покупает и ставить на свои авто. Но при этом эти ДХО мрут через непродолжительное время. Хотя я свои разбирал и смотрел, там «драйвер» стоит, можно предположить, что на остальных так же. Напомню, что в авто напряжение бортовой сети может подниматься до 16В. В норме около 14,6-15,2. Светодиоды собраны на 12В. Разница их и губит, т.к. для долгой и продолжительной работы светодиода нужен постоянный, без скачков, ток, что можно обеспечить в авто, толко поставив стабилизатор. У себя я ограничил напряжение на ДХО в 11,6В.
Суть не в самодельщине, а в долгой и счастливой работе этих ДХО. На данном этапе полностью адаптированные к авто стоят около 3 рублей, так что за 1,8 получается дешевле.
Подойдут КРЕНы КА7812 или L7812CV ?
Alex1245 ДХО в http://shop.bi-led-light.com/ имеют защиту и стабилизатор тока. Это не дешёвый китай. Просто там накрутка небольшая. Я узнавал
Люди съевшие собаку на светодиодах советуют собирать на LM, они более долговечны чем наши кренки, и менее притязательны.
Про недешевый китай. Я специально вскрывал свои ДХО. Там стоит дврайвер. Он так же способствует долгой жизни ДХО. Но по опыту тех кто уже ставил, лучше дополнить их стабилизатором. Я не претендую на абсолюно правильное мнение, но себе смастерил стабилизатор. Стоимость его копейки, а пользы рубля на 1,5 как минимум. Каждый вибирает что ему нравится. Но очень много авто ходит с ДХО, которые горят наполовину. Так что лучше вложить еще 200 рублей, чем выкинуть ДХО за 1500
Может вы и правы насчёт дополнительного стабилизатор. Хотя в случае ДХО класса, что я давал ссылку выше это перестраховка
Alex1245, на крене не стоит пробовать?
Сейчас на сайте
Нет участников автоклуба
по данным активности за последние 5 минут.
Поздравляем с днем рождения!
ALEX74
Исполнилось: 57 Возраст: 57
Исполнилось: 47 Возраст: 47
Исполнилось: 57 Возраст: 57
Всего 18 именниников.
В списке наиболее активные.
Стабилизатор для ходовых огней схема
Сразу предупрежу что некоторые электрики закидают меня помидорами, как уже закидывали подобных рукоделов, обосновывая тем что мол нужно делать не стабилизатор напряжения а тока, но многочисленные отзывы говорят что и этот способ тоже помогает потому я решил пока попробовать его.
Итак зачем все это нам, мои недавно установленные ДХО стали быстро сдыхать, понятное дело что галимая китайщина и ждать от нее что-то другого было бы глупо, но тем не менее этому способствовало еще и напряжение которым они питаются. Штатно им положено питаться 12 вольтами, но в машине не бывает ровно 12 вольт, например с заведенным двигателем в сети автомобиля напряжение уже больше 14 вольт. Не хочу опять же вдаваться в споры с электриками, но мне кажется что лишнее напряжение для диодов тоже не идет на пользу. Поэтому решено было спаять простенькую схему для стабилизации напряжения, тем в интернете да и на том же драйве было уже не мало, за основу взял вот эту картинку драйвовчанина www.drive2.ru/l/510487/?page=2#a179518847
Что потребуется:
— стабилизатор напряжения L7812CV или КР142ЕН8Б (26 руб или 35 руб)
— диод 1N4007 (11 руб)
— радиатор для охлаждения стабилизатора желательно, у нас в магазинах не было и я вместо него буду использовать алюминевую шайбу. (бесценно 🙂 )
Все припаиваем как на первой картинке. Массовый провод можно и не ставить если вы стабилизатор будете за ушко к кузову авто крепить, я же крепил его там где массы от кузова нет поэтому провод для минуса припаял.
Вот решил заняться и сделать стабилизаторы для LED-панелек освещения салона и для LED-ДХО сам. Для чего? Дело в том, что во первых не нравится когда светодиоды “стробят” и во вторых чтобы не погорели. Напряжение в сети автомобиля может подскакивать и до 14 В и больше.
В общем это полезный девайс и по идее так и должно быть. Но далеко не все ДХО имеют в своем составе стабилизатор. Схему нашел в инете. Платы вытравил сам. Будущие дорожки покрывал лаком для ногтей успешно экспоприированным у жены 🙂 Травил хлорным железом. Осталось только залить все это эпоксидкой. Крепиться будет саморезом через ушко микросхемы прям к кузову. Он будет выполнять роль радиатора. Сделал 3 шт. По одной на каждый ДХО и один в салон.
Многие советуют сделать стабилизатор тока, ну что ж может и надо…
По ходу дела было решено переделать схему. Подписано на фото. В схеме убирается блокировка (пунктиром) и 2 эЛэМКи.
Практически каждый владелец автомобиля встречался с такой проблемой, как частый выход из строя светодиодных ламп, установленных в габаритных фонарях, дневных ходовых огнях и прочих автомобильных фонарях. Решить проблему можно, изготовив стабилизатор напряжения для дхо своими руками, что не потребует особых навыков и не займёт много времени.
Светодиоды в дневных ходовых огнях
Светодиодные лампы имеют высокую популярность среди автолюбителей ввиду своей небольшой мощности и низкого энергопотребления. К тому же оптимальный ресурс работы светодиода может достигать пятидесяти тысяч часов при соблюдении надлежащих условий. Однако в автомобилях, особенно это касается автотранспорта отечественного производства, срок службы диода может значительно сократиться и всего через месяц он уже может начать мерцать, а затем и вовсе перегореть.
Оптимальным напряжением для долгой службы лампы при максимально возможной яркости считается 12 В. Однако напряжение бортовой сети автомобильного средства изначально превышает 12 В, составляя примерно 12,6 В, а при заведённом двигателе может достигать всех 14,5 В. С учётом скачков при переключении мощных лам дальнего и ближнего света, а также высокой мощности импульсов по напряжению и магнитных наводок при запуске двигателя стартером бортовая автомобильная сеть предлагает не самые хорошие условия для питания светодиодных ламп.
Светодиодные лампы обладают высокой чувствительностью к любым скачкам напряжения и при отсутствии ограничивающих элементов (в дешёвых вариантах они отсутствуют, если не считать уменьшающих ток резисторов) очень быстро выходят из строя вследствие постоянного перенапряжения.
Стабилизатор своими руками
Чтобы не возиться каждый раз с заменой светодиодов, расходуя при этом лишние деньги, можно пойти другим путём — сделать стабилизатор тока для дхо своими руками, тем более что задача посильна практически каждому автомобилисту.
Для сборки такого стабилизатора потребуются следующие комплектующие:
- микросхема — стабилизатор напряжения линейного типа (это может быть L7805 или КР142ЕН8Б);
- два конденсатора (100 микрофарад и 330 микрофарад);
- паяльная лампа.
Самостоятельное изготовление стабилизатора для дхо происходит в несколько этапов:
- Необходимо соединить конденсатор ёмкостью 100мкф и стабилизатор по схеме: минус с центральной ногой стабилизатора, плюс — с правой.
- Второй конденсатор (330 мкф) припаивается по зеркальному принципу: к центральной ноге стабилизатора — плюс, к левой — минус.
- Затем входной плюс необходимо припаять к диоду, а минус спаять со средней ножкой стабилизатора.
Итак, стабилизатор для дневных ходовых огней практически готов, остаётся лишь учесть некоторые моменты:
- чтобы стабилизатор не грелся, нужно прикрутить к нему любую металлическую пластинку, которая будет играть роль охлаждающего радиатора. Также существует вариант крепления стабилизаторов прямо к кузову автомобиля – в этом случае именно он будет выполнять функцию радиатора;
- при потреблении ходовых огней, превышающем 700 мА, каждый отдельный фонарь требует изготовления собственного стабилизатора.
Схема подключения стабилизатора для дхо также проста, как и схема его изготовления и легко находится на любом сайте или форуме автолюбителей.
Подобный стабилизатор 12 вольт, изготовленный своими руками, подойдёт не только для дневных ходовых огней, но и для некоторой другой автомобильной электроники, требующей стабилизации. Также можно купить и готовые драйвера светодиодов, однако нередко они стоят дороже самих LED-ламп.
Стабилизация напряжения ДХО
В последние годы автолюбители стали оснащать свои автомобили дневными ходовыми огнями. Хотя правила допускают в этом качестве использовать штатные осветительные приборы (противотуманки, фары и т.д.), многие предпочитают выполнять ДХО в виде отдельных блоков. И часть автомобилистов столкнулась с тем, что светодиоды, на основе которых выполнены фонари, выходят из строя, не проработав и года. Причину столь короткой службы никто детально не выяснял. Возможно, это связано с качеством LED от неизвестных производителей, или с тем, что изготовители намного завышают заявленный ресурс полупроводниковых изделий, а может быть все дело в недостаточном охлаждении.
Но существует устойчивое мнение, что светодиоды выходят из строя из-за нестабильного напряжения в бортсети авто или из-за кратковременных выбросов по цепи питания, амплитуда которых достигает нескольких десятков вольт. Спастись от этой беды пытаются установкой стабилизатора напряжения бортсети для ДХО автомобиля.
На сколько вольт должен быть стабилизатор
Если стабилизатор для ДХО используется с промышленными фонарями, то его выходное напряжение должно быть равно напряжению питания, обозначенному на корпусе прибора. В большинстве случаев это 12 вольт. Для самодельной системы надо рассмотреть ее схему.
Обычно она состоит из последовательной цепочки 2..4 светодиодов и гасящего резистора. Для нормальной работы светодиода на нем должно падать его номинальное напряжение. Например, для светодиода ARPL-Star-3W-BCB падение напряжения составляет 3,6 В. Для цепочки из трех элементов надо обеспечить 3.6*3=10,8 вольт. Еще небольшое напряжение должно упасть на балласте (его величина определяется при расчете, 1..2 вольта). В итоге выходим примерно на 12 вольт.
Тип LED | Мощность, Вт | Падение напряжения, В |
TDS-P003L4U13 | 3 | 3,6 |
TDSP005L8011 | 5 | 6,5 |
ARPL-Star-3W-BCB | 3 | 3..3,6 |
STAR 3WR | 3 | 3,6 |
High Power 3 W | 3 | 3,35..3,6 |
Какие бывают стабилизаторы напряжения для ДХО
Самые простые и недорогие стабилизаторы – линейного типа. Они перераспределяют напряжение сети между регулирующим элементом (транзистором) и нагрузкой.
При уменьшении входного напряжения или увеличении тока нагрузки транзистор приоткрывается, и напряжение на нагрузке увеличивается. Если входное напряжение увеличилось или ток нагрузки упал, регулятор немного закрывает силовой элемент, и напряжение на нагрузке уменьшается. Так достигается стабильность. Достоинства таких стабилизаторов:
- простота;
- низкая стоимость;
- можно купить в интегральном исполнении на фиксированное напряжение.
Среди минусов – большие потери мощности за счет рассеяния на регулирующем элементе (в связи с этим нужен эффективный теплоотвод) и необходимость заметного превышения входного напряжения над выходным.
От этих недостатков свободны импульсные стабилизаторы, они распределяют энергию во времени, но их проблема – сложность изготовления. Для самостоятельной сборки нужны определенные знания и квалификация.
Как правильно подобрать
Для подбора прибора промышленного изготовления надо задаться следующими параметрами:
- выходное напряжение;
- рабочий ток;
- минимальное входное напряжение (максимальное обычно составляет несколько десятков вольт, такого напряжения в сети автомобиля не бывает).
Как подбирать выходное напряжение, сказано выше. Рабочий ток должен превышать ток потребления фонарей (или фонаря, если стабилизатор ставится на каждый прибор отдельно) с запасом. На последний параметр мало кто обращает внимание, а он может оказать критическое влияние на работу всей системы.
Изучаем популярные схемы стабилизатора напряжения
В первую очередь надо выбрать схему устройства. В глобальной сети много рекомендаций собирать такие блоки на интегральных линейных стабилизаторах 7812 (КР142ЕН8Б).
Те, кто публикует такие схемы, обращают внимание на их простоту и отсутствие необходимости настройки, совершенно забывая об одной проблеме. Для нормальной работы на таком стабилизаторе должно падать не менее 2,5 вольт – об этом написано в любом даташите. Попросту, для хоть сколько-нибудь эффективной стабилизации на выходе, на входе должно быть не менее 14,5 вольт. В автомобиле с исправным генератором такого напряжения быть не должно, а при более низком значении применять такую схему бессмысленно. В качестве компромисса можно использовать девятивольтовый стабилизатор (LM7809), его работоспособность начнется от 11,5 вольт на входе, но при этом упадет яркость свечения фонарей. По требованиям ГОСТ минимальная сила света должна составлять 400 кд, и ниже этого предела опускаться нельзя.
Еще более бездумными выглядят рекомендации ставить на входе диод.
Его назначение весьма сомнительно – защищать микросхему от обратной полярности при стабильном монтаже не надо. Но на кремниевом p-n переходе дополнительно упадет еще 0,6 вольта, и для нормальной работы понадобится не менее 15 вольт.
Схемы с интегральным линейником на 12 вольт (с диодом или без него) пригодны разве что для среза высоковольтных всплесков по шине +12 вольт (если таковые на самом деле присутствуют). То есть они могут служить своеобразным «барьером Зенера», но такой барьер можно сделать гораздо проще. Надо включить параллельно цепочке светодиодов стабилитрон Uст, немного превышающее рабочее напряжение. В нормальном режиме его сопротивление велико, он не окажет влияния на работу осветительного прибора. При превышении напряжения стабилизации (например, 15 вольт) он откроется и «срежет» излишек.
Немного лучше работают стабилизаторы на микросхемах LDO (low drop out). Они выглядят подобно обычным линейным регуляторам, но им для нормальной работы необходимо падение всего в 1,2 вольта, и эффективная стабилизация начнется уже при 13,2 вольтах. Что уже лучше, но все равно недостаточно для нормального функционирования. Для работы в такой схеме подойдут микросхемы LM1084 и LM1085, но схема их включения несколько сложнее.
Для получения выходного напряжения 12 вольт сопротивление резистора R1 должно быть 240 Ом, а R2 – 2,2 кОм. Имеется принципиальное препятствие для дальнейшего снижения падения – регулятор выполнен на биполярном транзисторе, и на его эмиттерном и коллекторном переходах должно упасть не менее 1,2 вольт. Это легко обходится применением полевого транзистора в качестве регулирующего элемента. Интегральные микросхемы, построенные по такому принципу, найти сложно, еще сложнее подобрать по нужным параметрам и они стоят дороже. А вот сделать самому такое устройство на дискретных элементах по силам даже радиолюбителю средней квалификации.
- R1 — 68 кОм;
- R2 — 10 кОм;
- R3 — 1 кОм;
- R4,R5 — 4,7 кОм;
- R6 — 25 кОм;
- VD1 — BZX84C6V2L;
- VT1 — AO3401;
- VT2,VT3 — 2N5550.
Выходное напряжение задается соотношением R5/R6. При указанных номиналах на выходе будет 12 вольт, на входе понадобится не более 12,5. Это cерьезное улучшение. Но принципиального скачка можно добиться только применением импульсного источника питания. Такой преобразователь по схеме Step-Up можно собрать на микросхеме XL6009.
Такой стабилизатор в готовом виде можно заказать на популярных интернет-площадках. Но есть проблема – производители из экономии часто устанавливают элементы, рассчитанные на ток не более 1 А (хотя микросхема способна выдать ток до 3 А). Или, например, могут быть не установлены входные или выходные оксидные конденсаторы. Даже диод Шоттки N5824, указанный в даташите, при токах выше 1,5 А начинает греться. Вместо него надо применить более мощный диод, например SR560. Все эти замены и упрощения ведут к перегреву платы и выходу ее из строя.
В видео показан пример сборки стабилизатора на 12 вольт.
Рекомендации по изготовлению
Для изготовления потребуются электронные компоненты для выбранной схемы. Приобрести их можно в специализированных магазинах или через интернет. Для устройства на интегральном линейном стабилизаторе корпус не нужен, но надо позаботиться о радиаторе. Также радиатор понадобится при изготовлении линейника на дискретных элементах. Более сложные устройства надо собирать на платах. Владеющие домашними технологиями смогут разработать и вытравить печатную плату самостоятельно. Остальным лучше воспользоваться макетной платой – отрезать необходимый кусочек и смонтировать элементы на нем.
Также надо подобрать или собрать корпус, не забывая об отводе тепла. Затянуть плату в термоусадку – не лучший вариант в этом плане. Также понадобится паяльник с набором расходников.
Общую инструкцию по изготовлению дать сложно – все зависит от выбранной схемы и предпочитаемых технологий. Но можно дать несколько советов тем, у кого опыта в изготовлении электронных устройств немного:
- все соединения надо тщательно пропаивать (стараясь не перегреть элементы и проводники в изоляции) – условия эксплуатации будут сопряжены с тряской и перепадами температур, и некачественная пайка сразу даст о себе знать;
- корпус конструкции должен исключать попадания внутрь воды и грязи – при установке устройства под капотом этих субстанций будет достаточно;
- если корпус не используется, места пайки надо тщательно изолировать – по тем же резонам;
- после сборки и проверки работоспособности не будет лишним покрыть плату со стороны пайки лаком и просушить.
Только тщательный подход к изготовлению может гарантировать хоть сколько-нибудь долгую работу самоделки в жестких условиях.
Установка на ДХО
Стабилизатор, вне зависимости от того, по какой схеме он собран, устанавливается в разрыв провода, идущего от выключателя или контроллера к фонарям дневных ходовых огней. Делается это в любом удобном месте. Если мощность регулятора достаточная для работы с двумя фонарями, можно включить его в разрыв провода питания двух фонарей, до точки разделения. Если нет – для каждой лампы ДХО потребуется два устройства.
Надо не забывать подключать минусовой провод к общему проводнику автомобиля. Еще один часто возникающий вопрос – установка радиатора для линейного регулятора. Существует идея использовать в качестве элемента охлаждения кузов автомобиля. Его площадь велика, и он будет великолепно отводить тепло. При условии, что обеспечен надежный тепловой контакт между поверхностью микросхемы и поверхностью кузова. А это потребует, как минимум, удаление лакокрасочного покрытия в месте установки, а также сверления отверстия под винт крепления. В этом месте быстро образуется очаг коррозии. Поэтому данная идея не самая удачная. Лучше сделать небольшой отдельный радиатор из кусочка листового алюминия.
Видео: Подключение и проверка стабилизаторов L7812CV и LM317T для светодиодных ДХО на ВАЗ-2106.
Вопрос применения стабилизатора для дневных ходовых огней не так прост, как это кажется на первый взгляд. Для принятия решения о его применении и выборе способа установки требуется определенная техническая подготовка. Материалы обзора помогут сделать этот выбор.