Стабилизаторы тока для зарядных устройств автомобильных аккумуляторов
Обзор зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов
- Необходимость в использовании ЗУ
- Обзор зарядных устройств
Согласно актуальной статистике, примерно каждый пятый житель Украины владеет автотранспортом. Это объясняет высокую востребованность различных расходников и рост количества станций техобслуживания. Заботиться об исправности транспортного средства, чтобы оно не подвело в самый неожиданный момент, просто необходимо. Несмотря на это, даже довольно заботливые автовладельцы в процессе техобслуживания упускают из вида немаленькую деталь под капотом, а именно – аккумуляторную батарею. Аккумулятор в процессе эксплуатации не несет механического износа и практически не подает никаких признаков необходимости обслуживания. Сегодня Вы активно пользуетесь автомобилем, а завтра морозным утром он может не завестись из-за того, что оставшегося заряда попросту недостаточно, чтобы раскрутить стартер и разогнать загустевшее масло. И причины таких неудач далеко не всегда в низких температурах. При эксплуатации автомобиля в черте города вполне допустима ситуация, когда за короткую поездку генератор не успевает компенсировать затраты на работу стартера. И так раз за разом. К этому можно прибавить степень износа батареи. Ни для кого не секрет, что большинство автовладельцев Киева, Харькова, Днепра, Одессы и других городов нашей страны используют изрядно изношенные аккумуляторы, рискуя в самый неподходящий момент не выехать вовремя на работу из-за невозможности завести авто.
Чтобы, во-первых, продлить срок службы АКБ, и, во-вторых, не попасть в неприятную ситуацию в случае ее неправильной эксплуатации, рекомендуется купить соответствующее зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов. Мы предлагаем Вам ознакомиться с обзором зарядных устройств, после чего Вы можете выбрать наиболее подходящее из них и приобрести его по выгодной цене с доставкой до своего города, либо самовывозом из наших стационарных магазинов.
Необходимость в использовании ЗУ
Прежде, чем перейти к обзору зарядных устройств, сперва следует поговорить о том, почему они являются необходимым атрибутом для каждого автовладельца.
Для автомобильного аккумулятора характерна неправильная эксплуатация и высокая степень износа, в связи с чем он нуждается в периодической подзарядке. Говоря о том, что многие автовладельцы Украины никак не обслуживают АКБ, мы утрировали. На самом деле, судя по отзывам, немало из них периодически применяют зарядные устройства. Однако, что это за устройства? Обыкновенный выпрямитель на основе трансформатора и диодного моста советских времен? Или переделанный местным радиолюбителем компьютерный блок питания? Применение таких устройств может нести для автомобильного аккумулятора серьезный вред. Несмотря на это, старые или самодельные зарядные устройства продолжают активно применяться, так как наносимый батарее вред нельзя заметить сразу, а результат – увеличение уровня заряда – налицо. И это еще не говоря о низком уровне безопасности, который предлагают старые ЗУ и ЗУ кустарного производства.
Чтобы обеспечить для автомобильного аккумулятора полный и безопасный (в том числе для окружающих) заряд, зарядное устройство должно выполнять следующие требования:
- Обеспечивать правильную технологию заряда для того или иного типа АКБ, ведь автомобильные аккумуляторы могут иметь разные технологии производства, предъявляющие определенные требования к качеству заряда.
- Автоматизация процесса. Весь процесс заряда должен проходить автоматически или после выставления требуемых параметров без необходимости контролировать процесс.
- Безопасность. ЗУ для автомобильного аккумулятора должно иметь системы защиты, позволяющие исключить собственный перегрев, перезаряд АКБ, короткое замыкание и, желательно, неправильную полярность.
В данном обзоре мы рассмотрим популярные виды зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов, которые Вы можете испытать лично, посетив магазины «Вольтмаркет» в Киеве, Харькове, Днепре и Одессе. Также у нас можно оформить заказ онлайн с курьерской доставкой буквально в несколько кликов.
Обзор зарядных устройств
Обзор зарядных устройств можно осуществить по какому-либо одному признаку или параметру, а можно – вкратце по всем. Так мы и сделаем. И начнем с основных характеристик, которые присущи любому блоку питания, коим можно назвать и ЗУ для автомобильных аккумуляторов. Конструкции зарядных устройств рассматриваться не будут, так как лишь маленький процент доступных на рынке приборов работают на основе понижающего трансформатора. Такая схема надежна, проста, но очень громоздка и недостаточно гибкая в плане функциональности. Именно поэтому их успешно заменили импульсные аналоги.
Выходной ток. Емкость аккумулятора может быть разной в зависимости от типа транспорта. В обычный мотоцикл может устанавливаться АКБ на 8 ампер-часов, в легковой автомобиль – на 65 ампер-часов и так далее. Существует формальное правило, что зарядное устройство для автомобильного аккумулятора должно выдавать ток в 1/10 от его емкости. На самом же деле подойдет экземпляр с куда меньшей токоотдачей. К примеру, автоматическое ЗУ Auto Welle AW05-1204 с выходным током 3.8 ампер, в соответствии с инструкцией по эксплуатации, способно заряжать аккумуляторы емкостью до 120 Ач. Процесс, конечно, будет долгим, однако, по окончании заряда, прибор автоматически перейдет в режим хранения и не потребует абсолютно никакого контроля за процессом. Большинство ЗУ позволяют регулировать максимальный ток путем выставления определенного режима, или вращением регулятора. К примеру, Master Watt АЗУ 20А 12В осуществляет регулировку выходного тока при помощи трехпозиционного переключателя (на выбор 5, 10 и 20 ампер).
Выходное напряжение. В данном обзоре зарядных устройств нет смысла долго останавливаться на данном параметре, так как наверняка Ваш автомобиль рассчитан на 12-вольтовую АКБ. Исключение составляют большегрузный транспорт, для батареи которого может понадобится ЗУ с выходным напряжением 24В. В интернет-магазине «Вольтмаркет» можно купить зарядные устройства как с фиксированным номиналом выходного напряжения, так и с возможностью его ручной или автоматической установки. К примеру, вышеупомянутое зарядное устройство Auto Welle автоматически определяет не только правильность полярности, но и напряжение АКБ (6 или 12В).
Тип ЗУ. Самая интересная часть обзора зарядных устройств – это рассмотрение их типов. Дело в том, что очень много зарядных устройств на рынке Украины имеют дополнительный функционал. Самые простые импульсные зарядные устройства – это просто ЗУ и ничего больше. Их задача ясна и без пояснений. Куда интереснее пуско-зарядные устройства (ПЗУ). Вы когда нибудь попадали в ситуацию, когда автомобиль не заводится, но времени снимать аккумулятор и заряжать его нет? В этой ситуации Вам как раз и поможет ПЗУ. Пуско-зарядное устройство может играть роль неравнодушного автовладельца, у которого не надо просить разрешения «прикурить», чтобы завести мотор. Это особенно актуально, если Вы живете в частном доме, а автомобиль стоит в гараже. Даже удлинитель протягивать не придется. Прекрасным примером ПЗУ является АИДА ТОР-200П, выдающее пусковой ток до 200 ампер. Также пуско-зарядными часто называют устройства, которые предназначены не для «прикуривания», а для быстрой подготовки глубоко разряженной АКБ к запуску двигателя.
Продолжают наш обзор зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов зарядно-восстановительные устройства (ЗВУ). Многие автовладельцы слышали о таком понятии, как сульфатация свинцовых пластин. Этот процесс неминуем, особенно при неправильной эксплуатации батареи. Способы десульфатации есть разные, однако самый простой из них – электрический. Электрическая десульфатация, которую поддерживают ЗВУ, позволяет избавиться от мелкокристаллического налета сульфата свинца, тем самым частично восстановив характеристики АКБ. Разумеется, сильно запущенному автомобильному аккумулятору этот процесс не сможет помочь. Примером ЗВУ может послужить Master Watt ЗВУ 25А со специальной разрядной цепью, которая нужна для процесса десульфатации.
Также отметим существование таких приборов, как выравнивающее устройство. Многие автовладельцы наверняка даже не слышали о таком. Задача выравнивающего устройства заключается в том, чтобы уравнять заряд двух АКБ для их последующего совместного применения. Это актуально для большегрузного транспорта, требующего подключение 2 АКБ по 12В для создания цепи постоянного тока 24В. Напомним, что не рекомендуется одновременное использование двух аккумуляторов, которые имеют разные характеристики, степень износа, технологию производства и уровень заряда. Другими словами, чтобы использовать цепь из двух АКБ, желательно , чтобы обе они были новыми и одинаковой модели.
Также зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов можно классифицировать по настраиваемому функционалу. Одни приборы представляют собой просто блок питания без дополнительных возможностей. Другие – самостоятельно подбирают рекомендуемый режим работы, а третьи – требуют установки различных параметров, в том числе и технологии производства аккумулятора, которая влияет на способ заряда.
Если после обзора зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов у Вас остались вопросы, Вы можете их задать нашими менеджерам по телефону, либо лично посетив магазины «Вольтмаркет», открытые в Киеве, Харькове, Днепре и Одессе. У нас можно выбрать подходящее ЗУ из внушительного ассортимента и купить его по выгодной цене, предварительно испытав прямо в магазине.
Зарядное устройство для литий-ионных аккумуляторов. Схема
Это простое зарядное устройство для литий-ионных аккумуляторов, а так же и литий-полимерных аккумуляторов построено на широко известном линейном стабилизаторе LM317.
Процесс заряда показан на графике ниже. В первый момент процесса зарядки ток заряда постоянен, при достижении целевого уровня напряжения (Umax) на аккумуляторе, зарядное устройство переходит в режим, когда напряжение остается постоянным, а ток асимптотически стремится к нулю.
Выходное напряжение литий-ионных и литий-полимерных аккумуляторов, как правило, составляет 4,2В (для некоторых типов 4,1 В). Обычно, выходное напряжение не совпадает с номинальным напряжением которое составляет 3,7В (иногда 3,6В).
Не рекомендуется заряжать данный тип аккумуляторов до полных 4,2В, так как это уменьшает срок службы аккумулятора. Если уменьшить выходное напряжение до 4,1В, емкость падает на 10%, но в тоже время срок службы (количество циклов) увеличится почти в два раза. При эксплуатации аккумуляторов, нельзя доводить номинальное напряжение ниже 3,4…3,3В.
Описание зарядного устройства
Как уже было сказано, зарядка построена на стабилизаторе LM317. Li-Ion и Li-Pol довольно требовательны к точности зарядного напряжения. Если вы хотите, произвести заряд до полного напряжения (обычно 4,2В), то необходимо выставить это напряжение с точностью плюс/минус 1%. После зарядки до 90% емкости (4,1В), точность может быть немного меньше (около 3%).
Схема с применением LM317 обеспечивает достаточно точную стабилизацию напряжения. Целевое напряжение устанавливается потенциометром R2. Стабилизация тока не столь критична, как стабилизация напряжения, поэтому достаточно, стабилизировать его с помощью шунтирующего резистора Rx и NPN транзистора (VT1).
Если падение напряжения на резисторе Rx достигает примерно 0,95В, то транзистор начинает открываться. Это уменьшает напряжение на контакте «Общий» стабилизатора Lm317 и тем самым стабилизируется ток.
Необходимый ток зарядки для конкретного литий-ионного (Li-Ion) и литий-полимерного (Li-Pol) аккумулятора выбирается путем изменения сопротивления Rx. Сопротивление Rx приблизительно соответствует следующему отношению: 0,95/Imax. Указанное на схеме значение резистора Rx соответствует току в 200мА.
Входное напряжение питания зарядного устройства должно находиться в диапазоне от 9 до 24 вольт. Превышение данного уровня увеличивает потери мощности в цепи LM317, снижение — нарушит правильную работу (нужно пересчитывать падение напряжения на шунте и минимальное напряжения на контакте «Общий»). Транзистор VT1 можно заменить на BC237, KC507, C945 или отечественный КТ3102.
Стабилизатор LM317 необходимо разместить на радиаторе. Зарядное устройство устойчиво к короткому замыканию на выходе. Стабилизатор в худшем случае (короткое замыкание) рассеивает потери мощности: P = U х I макс. Максимально допустимая потеря LM317 в корпусе TO220 составляет 20 ватт.
схемЫ зарядных устройств автомобильных аккумуляторов — Самоделки — своими руками
схемЫ зарядных устройств автомобильных аккумуляторов
Соблюдение режима эксплуатации аккумуляторных батарей, и в частности режима зарядки, гарантирует их безотказную работу в течение всего срока службы. Зарядку аккумуляторных батарей производят током, значение которого можно определить по формуле
где I — средний зарядный ток, А., а Q — паспортная электрическая емкость аккумуляторной батареи, А-ч.
Зарядный ток, рекомендуемый в инструкции по эксплуатации аккумуляторной батареи, обеспечивает оптимальное протекание электрохимических процессов в ней и нормальную работу в течение длительного времени.
Классическая схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора состоит из понижающего трансформатора, выпрямителя и регулятора тока зарядки. В качестве регуляторов тока применяют проволочные реостаты (см. Рис. 1) и транзисторные стабилизаторы тока.
В обоих случаях на этих элементах выделяется значительная тепловая мощность, что снижает КПД зарядного устройства и увеличивает вероятность выхода его из строя.
Для регулировки зарядного тока можно использовать магазин конденсаторов, включаемых последовательно с первичной (сетевой) обмоткой трансформатора и выполняющих функцию реактивных сопротивлений, гасящих избыточное напряжение сети. Упрощенная схема такого устройства приведена на рис. 2.
В этой схеме тепловая (активная) мощность выделяется лишь на диодах VD1-VD4 выпрямительного моста и трансформаторе, поэтому нагрев устройства незначителен.
Недостатком схемы на Рис. 2 является необходимость обеспечить напряжение на вторичной обмотке трансформатора в полтора раза большее, чем номинальное напряжение нагрузки (
Схема зарядного устройства, обеспечивающее зарядку 12-вольтовых аккумуляторных батарей током до 15 А, причем ток зарядки можно изменять от 1 до 15 А ступенями через 1 А, приведена на Рис. 3.
Предусмотрена возможность автоматического выключения устройства, когда батарея полностью зарядится. Оно не боится кратковременных коротких замыканий в цепи нагрузки и обрывов в ней.
Выключателями Q1 — Q4 можно подключать различные комбинации конденсаторов и тем самым регулировать ток зарядки.
Переменным резистором R4 устанавливают порог срабатывания реле К2, которое должно срабатывать при напряжении на зажимах аккумулятора, равном напряжению полностью заряженной батареи.
На Рис. 4 представлена схема еще одного зарядного устройства, в котором ток зарядки плавно регулируется от нуля до максимального значения.
Изменение тока в нагрузке достигается регулированием угла открывания тринистора VS1. Узел регулирования выполнен на однопереходном транзисторе VT1. Значение этого тока определяется положением движка переменного резистора R5. Максимальный ток заряда аккумулятора 10А , устанавливается амперметром. Защита устройства обеспечена со стороны сети и нагрузки предохранителями F1 и F2.
Вариант печатной платы зарядного устройства (см. рис. 4), размером 60х75 мм приведен на следующем рисунке:
В схеме на рис. 4 вторичная обмотка трансформатора должна быть рассчитана на ток, втрое больший зарядного тока, и соответственно мощность трансформатора также должна быть втрое больше мощности, потребляемой аккумулятором.
Названное обстоятельство является существенным недостатком зарядных устройств с регулятором тока тринистором (тиристором).
Диоды выпрямительного мостика VD1-VD4 и тиристор VS1 необходимо установить на радиаторы.
Значительно снизить потери мощности в тринисторе, а следовательно, повысить КПД зарядного устройства можно, если регулирующий элемент перенести из цепи вторичной обмотки трансформатора в цепь первичной обмотки. Схема такого устройства показана на рис. 5.
В схеме на Рис. 5 регулирующий узел аналогичен примененному в предыдущем варианте устройства. Тринистор VS1 включен в диагональ выпрямительного моста VD1 — VD4. Поскольку ток первичной обмотки трансформатора примерно в 10 раз меньше тока заряда, на диодах VD1-VD4 и тринисторе VS1 выделяется относительно небольшая тепловая мощность и они не требуют установки на радиаторы. Кроме того, применение тринистора в цепи первичной обмотки трансформатора позволило несколько улучшить форму кривой зарядного тока и снизить значение коэффициента формы кривой тока (что также приводит к повышению КПД зарядного устройства). К недостатку этого зарядного устройства следует отнести гальваническую связь с сетью элементов узла регулирования, что необходимо учитывать при разработке конструктивного исполнения (например, использовать переменный резистор с пластмассовой осью).
Вариант печатной платы зарядного устройства на рисенке 5, размером 60х75 мм приведен на рисунке ниже:
Диоды выпрямительного мостика VD5-VD8 необходимо установить на радиаторы.
В зарядном устройстве на рисунке 5 диодный мостик VD1-VD4 типа КЦ402 или КЦ405 с буквами А, Б, В. Стабилитрон VD3 типа КС518, КС522, КС524, или составленный из двух одинаковых стабилитронов с суммарным напряжением стабилизации 16÷24 вольта (КС482, Д808, КС510 и др.). Транзистор VT1 однопереходной, типа КТ117А, Б, В, Г. Диодный мостик VD5-VD8 составлен из диодов, с рабочим током не менее 10 ампер (Д242÷Д247 и др.). Диоды устанавливаются на радиаторы площадью не менее 200 кв.см, а если радиаторы будут сильно нагреваться, в корпус зарядного устройства можно установить вентилятор для обдува.
ДОМОСТРОЙСантехника и строительство
- Главная
- Связаться с нами
- Четверг, 12 декабря 2019 1:03
- Автор: Sereg985
- Прокоментировать
- Рубрика: Строительство
- Ссылка на пост
- https://firmmy.ru/
Данный стабилизатор был собран для зарядного устройства автомобильных аккумуляторов. При указанных на схеме номиналах деталей, ток стабилизации равен шести амперам.
Изменяя номинал резистора R2, можно менять выходной ток стабилизатора. Номинал резистора R2, для заданного тока, можно рассчитать по формуле: R1 = 1,2/Iстаб. В качестве этого резистора можно использовать пять параллельно включенных двух ватных резисторов по одному ому. И не забывайте, что транзисторы даже одной серии имеют большой разброс параметров, в данном случае токи, проходящие через коллекторные переходы транзисторов могут быть не равны. Поэтому по все вероятности потребуется подбор пары транзисторов с близкими коэффициентами передачи по току. Резисторы, которые можно установить в цепи эмиттеров мощных транзисторов требуемого эффекта не дадут. Схему можно собрать прямо на радиаторе навесным монтажом на опорных стойках. Транзисторы и микросхему крепят непосредственно к радиатору через термопасту. Входное постоянное напряжение у моего зарядного 19 вольт. Данный стабилизатор включается в разрыв плюсового провода.
Опубликовано чт, 2008-05-22 10:27 пользователем YL3BU
Зарядное устройство для аккумуляторов портативной р/станции можно сделать на микросхеме КР142ЕН12 (LM317T аналог) включив её по схеме приведённой ниже.
Необходимый ток зарядки можно выставить резистором R.
В нижней части рисунка приведена схема зарядного устройства, которую я использовал для зарядки батареи портативной радиостанции. Зарядка обеспечивает ток 100mA, остаётся только отследить время заряда.
Любительская радиосвязь:
Комментарии
Расширение возможностей.
Опубликовано вт, 2012-02-14 21:02 пользователем kvn
Собрал аналогичную схему.
Резистор 12 Ом 2вт заменил проволочным (двумя переменниками «Грубо» и «Точно») сопротивленим. В качестве индикатора тока использую стрелочный индикатор «Уровня записи» от кассетных магнитофонов. Микросхема на радиаторе. Заряжаю всё подряд. Начиная от min и заканчивая аккумуляторами для источника бесперебойного питания, где требуется ток заряда 700 ма.
Перед зарядом ток выставляется по обычному авометру.
Режим несложный — время установки вечером на зарядку подгадывается таким образом, чтобы утром, после завтрака, можно было снимать готовый аккумулятор:)
Микросхема представляет из себя трехвыводной регулируемый стабилизатор положительного напряжения от 1.2 до 37 В. Стабилизатор допускает работу с током нагрузки до 1,5 А. Микросхема КР142ЕН12А (КРЕН12А) комплементарна регулируемому стабилизатору отрицательного напряжения 142ЕН18. Микросхема выполнена в пластмассовом корпусе типа КТ-28-2 (ТО-220).
Схемы самодельных ЗУ для автомобильных АКБ на TL494
Ранее мы опубликовали схемы зарядных устройств для автомобильного аккумулятора.
Сегодня рассмотрим несколько схем с использованием широко распространённой специализированной мс TL494.
Зарядное устройство, рассматриваемое ниже собрано по схеме ключевого стабилизатора тока с узлом контроля достигнутого напряжения на аккумуляторе для обеспечения его отключения по окончании зарядки.
Для управления ключевым транзистором используется микросхема TL494 (KIA494, KA7500B, К1114УЕ4). Её можно часто встретить в компьютерных БП. Устройство обеспечивает регулировку тока заряда в пределах 1 … 6 А (10А max) и выходного напряжения 2 … 20 В.
Ключевой транзистор VT1, диод VD5 и силовые диоды VD1 — VD4 через слюдяные прокладки необходимо установить на общий радиатор площадью 200 … 400 см2. Наиболее важным элементом в схеме является дроссель L1. От качества его изготовления зависит КПД схемы.
Так как в процессе работы происходит намагничивание магнитопровода постоянным током — из-за насыщения индуктивность его сильно зависит от протекающего тока. С целью уменьшения влияния подмагничивания на индуктивность, предпочтительней использовать альсиферовые магнитопроводы с малой магнитной проницаемостью, насыщение которых происходит при значительно больших магнитных полях, чем у ферритов.
В качестве сердечника можно использовать импульсный трансформатор от блока питания телевизоров 3УСЦТ или аналогичный. Очень важно, чтобы магнитопровод имел щелевой зазор примерно 0,2 … 1,0 мм для предотвращения насыщения при больших токах. Количество витков зависит от конкретного магнитопровода и может быть в пределах 15 … 100 витков провода ПЭВ-2 2,0 мм. Если количество витков избыточно, то при работе схемы в режиме номинальной нагрузки будет слышен негромкий свистящий звук. Как правило, свистящий звук бывает только при средних токах, а при большой нагрузке индуктивность дросселя за счёт подмагничивания сердечника падает и свист прекращается. Если свистящий звук прекращается при небольших токах и при дальнейшем увеличении тока нагрузки резко начинает греться выходной транзистор, значит площадь сердечника магнитопровода недостаточна для работы на выбранной частоте генерации — необходимо увеличить частоту работы микросхемы подбором резистора R4 или конденсатора C3 или установить дроссель большего типоразмера.
При отсутствии силового транзистора структуры p-n-p в схеме можно использовать мощные транзисторы структуры n-p-n, как показано на рисунке, ниже.
В качестве диода VD5 перед дросселем L1 можно использовать любые доступные диоды с барьером Шоттки, рассчитанными на ток не менее 10А и напряжение 50В. Для выпрямителя можно использовать любые мощные диоды на ток 10А или диодный мост, например KBPC3506, MP3508 или подобные. Сопротивление шунта в схеме желательно подогнать под требуемое. Диапазон регулировки выходного тока зависит от соотношения сопротивлений резисторов в цепи вывода 15 микросхемы.
Настройка схемы зарядного устройства
В нижнем по схеме положении движка переменного резистора регулировки тока напряжение на выводе 15 микросхемы должно совпадать с напряжением на шунте при протекании через него максимального тока. Переменный резистор регулировки тока R3 можно установить с любым номинальным сопротивлением, но потребуется подобрать смежный с ним постоянный резистор R2 для получения необходимого напряжения на выводе 15 микросхемы.
Переменный резистор регулировки выходного напряжения R9 также может иметь большой разброс номинального сопротивления 2 … 100 кОм.
Подбором сопротивления резистора R10 устанавливают верхнюю границу выходного напряжения. Нижняя граница определяется соотношением сопротивлений резисторов R6 и R7, но её нежелательно устанавливать меньше 1 В.
Монтаж ЗУ
Микросхема установлена на небольшой печатной плате 45 х 40 мм, остальные элементы схемы установлены на основание устройства и радиатор. Монтажная схема подключения печатной платы приведена на рисунке справа. В схеме использовался перемотанный силовой трансформатор ТС180, но в зависимости от величины требуемых выходных напряжений и тока мощность трансформатора можно изменить. Если достаточно выходного напряжения 15 В и тока 6А, то достаточно силового трансформатора мощностью 100 Вт. Площадь радиатора также можно уменьшить до 100 .. 200 см2.
Это зарядное устройство можно использовать также и как лабораторный блок питания с регулируемым ограничением выходного тока. При исправных элементах схема начинает работать сразу.
Схема ЗУ на мс TL494 с нормализацией напряжения шунта
Ниже, представлен вариант схемы зарядного устройства для автомобильных аккумуляторов, который, несмотря на большую сложность, проще в настройке благодаря использованию операционного усилителя для нормализации напряжения токоизмерительного шунта.
В этой схеме в качестве шунта R13 можно использовать практически любой проволочный резистор сопротивлением 0,01 … 0,1 Ом и мощностью 1 … 5 Вт. Требуемое для нормальной регулировки тока в нагрузке напряжение 0 … 0,6 В на выводе 1 микросхемы DA1 достигается соотношением сопротивлений резисторов R9 и R11. Сопротивления резисторов R11 и R12 должны быть одинаковыми и быть в пределах 0,5 … 100 кОм. Сопротивление резистора R9 подсчитывают по формуле: R9 (Ом)= 0,1* I вых.max (A) * R11 (Ом) / I вых.max (А) * R13 (Ом). Переменный резистор R2 может быть любым подходящим, с сопротивлением 1 … 100 кОм. После выбора R2 рассчитывают требуемое значение сопротивления резистора R4, которое определяется по формуле: R4(кОм) = R2 (кОм) * (5 В- 0,1 * I вых. max (A)) / 0,1 * I вых. max (A). Переменный резистор R14 также может быть любым подходящим с сопротивлением 1 … 100 кОм. Сопротивление резистора R15 определяет верхнюю границу регулировки выходного напряжения. Номинал этого резистора должен быть таким, чтобы при максимальном выходном напряжении на движке резистора, в нижнем по схеме положении, напряжение составляло 5,00В. На рисунке показаны номиналы для максимального выходного тока 6А и максимального напряжения 15 В, но предельные значения этих параметров легко пересчитать согласно выше приведённым формулам.
Конструкция и монтаж
Конструктивно основная часть схемы выполнена на печатной плате размером 45 х 58 мм. Остальные элементы: силовой трансформатор, диодный мост VD2, транзистор VT1, диод VD5, дроссель Др1, электролитические конденсаторы С2, С7, переменные резисторы и предохранители размещены методом объёмного монтажа в корпусе зарядного устройства. Такой подход позволил использовать в схеме разные по габаритам элементы и был вызван необходимостью тиражирования конструкции.
Требования к элементной базе описаны выше. Правильно собранная схема начинает работать сразу и, практически, не требует наладки.
Эта схема также, как и предыдущая, может использоваться не только в качестве зарядного устройства , но и лабораторного блока питания с регулируемым ограничением выходного тока.
Автор: Кравцов В. (сайт:Автоматика в быту)