Внутридомовые счетчики как платить
Кто обязан устанавливать общедомовые приборы учета
На сегодняшний день обходиться без общедомового прибора учета (ОДПУ) управляющим компаниям становится все менее выгодно. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344, в отношении объектов, где еще не установлены общедомовые счетчики, уже начинают действовать повышающие коэффициенты к нормативам. А к 2017 году коэффициент возрастет до 1,6 раза.
В этой статье расскажем, кто должен оплачивать общедомовые приборы учета, и как организовать установку общедомового счетчика в многоквартирном доме.
Содержание
- Зачем нужен общедомовой прибор учета
- Нужен ли общедомовой счетчик, если в квартирах стоят ИПУ
- В каких домах необходима установка общедомового прибора учета
- Кто оплачивает установку общедомовых приборов учета
- Нужно ли проводить общее собрание собственников
- Каким образом собственники расплачиваются за установку
- Если собственники отказываются платить за установку
- Почему работы по установке не выполняются за счет средств текущего ремонта
- ОДПУ — первый шаг к автоматизированному сбору показаний
Зачем нужен общедомовой прибор учета
Общедомовой прибор учета позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в рамках дома и фиксировать реальные объемы поставленного ресурса — воды, электроэнергии, газа и тепла. Поэтому, прежде всего, ОДПУ устанавливается для того, чтобы не переплачивать за объем потерь на магистральных сетях поставщика.
Расходы на коммунальные услуги формируют 2 фактора: объем потребленного ресурса и утвержденные тарифы. Тарифы на услуги ЖКХ растут каждые полгода, и повлиять на их рост у потребителя нет возможности. Тем не менее, влияя на второй фактор — объем потребленного ресурса, у управляющей компании и собственников квартир появляется реальная возможность сэкономить расходы.
Установка ОДПУ позволяет:
- оплачивать за потребление ресурса по факту; разграничить убытки за потери на магистральных сетях между РСО и собственниками; фиксировать потерю ресурсов.
Таким образом, наличие ОДПУ — это единственный способ определить реальное потребление ресурсов в доме.
Нужен ли общедомовой счетчик, если в квартирах стоят индивидуальные приборы учета
Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учета (ИПУ), собственники оплачивают то, что потребили по факту. Однако помимо индивидуального потребления, в квитанциях на оплату за коммунальные ресурсы, выставляется еще общедомовой расход (ОДН).
В идеале, в категорию общедомового расхода должно входить потребление ресурса на обслуживание общедомовых территорий. Но на практике, под эту категорию попадает весь ресурс, который не был учтен индивидуальными приборами учета — в том числе, всевозможные протечки. В результате, объем ресурса, списанного в графу ОДН, может разрастаться до аномальных размеров в 30% от индивидуального потребления и выше. В то время как «нормальным» считается ОДН, не превышающий 1,5-2%.
При отсутствии общедомового прибора учета, определить, где находятся протечки, невозможно. Они могут быть как в системе самого дома, так и в сетях от ресурсной организации до дома.
Наличие общедомового учета дает возможность оплачивать только тот ресурс, который действительно был поставлен в дом.
Само по себе наличие общедомового счетчика не спасает от завышенного ОДН — остаются еще протечки внутри самого дома и еще около десятка причин, влияющих на рост этой статьи расходов.
Однако установка общедомового счетчика является первым шагом на пути к сокращению расходов.
В каких домах необходима установка общедомового прибора учета
Установка общедомовых приборов учета зависит от степени благоустройства дома. Общедомовые счетчики воды, электроэнергии, газа и тепла в обязательном порядке должны быть в домах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, а также к системам:
- централизованного теплоснабжения; централизованного водоснабжения; централизованного газоснабжения; другим системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
При этом такие требования не распространяются на ветхие, аварийные объекты, и на объекты, в которых:
- мощность потребления электрической энергии составляет менее 5 кВт⋅ч; максимальный объем потребления тепловой энергии составляет менее двух десятых Гкал/ч; максимальный объем потребления природного газа составляет менее 2 м³/ч.
Кто оплачивает установку общедомовых приборов учета
В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении», расходы за установку ОДПУ полностью ложатся на собственников жилого дома.
Собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомового прибора учета на основании счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. ПП РФ от 13.08.2006 №491, п. 38(1)
При установке общедомовых приборов учета каждому собственнику предъявляется к оплате счет, в котором, помимо общей информации о стоимости ОДПУ, имеется информация о том, сколько должен оплатить конкретный собственник.
Расходы каждого собственника определяются в виде доли, пропорциональной доле в праве общей собственности на общее имущество. Для вычисления этой доли общая площадь помещения делится на общую площадь дома и умножается на площадь общего имущества.
Нужно ли проводить общее собрание собственников
Из «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» следует, что ОДПУ являются общим имуществом. В частности, такие счетчики входят в состав внутридомовых инженерных систем. Поэтому для установки ОДПУ требуется решение общего собрания собственников помещений. О необходимости проведения такого собрания собственникам должна сообщить управляющая компания.
Согласно п. 5 статьи 9.16 КоАП, если организации, отвечающие за содержание МКД, уклоняются от разработки и доведения информации о мероприятиях, направленных на энергосбережение, до собственников жилья, контролирующим органом в отношении УК, ТСЖ будет направлено предписание о наложении административной ответственности в виде штрафа:
- для должностного лица в объеме от 5 000 до 10 000 рублей; для юридического лица – от 20 000 до 30 000 рублей.
Каким образом собственники расплачиваются за установку общедомовых приборов учета
Оплата за установку ОДПУ производится одним из следующих способов:
- Единоразово в 100% размере внести денежные средства до или после установки счетчика.
- Использовать право рассрочки на 5 лет. В этом случае доля собственника за оплату общедомового прибора учета выставляется в квитанции за коммунальные услуги равными частями в течении 5 лет. При этом, кроме стоимости прибора, дополнительно оплачивается процент за рассрочку в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
- Использовать средства исполнителя коммунальных услуг, выделенных на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Средства, выделенные на мероприятия по энергосбережению
В соответствии с Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель коммунальных услуг должен направлять полученную разницу между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента, на мероприятия по энергосбережению.
Поскольку разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента может направляться только на мероприятия по энергосбережению, такие средства имеют целевой характер расходования, и по правилам бухгалтерского учета необходимо обеспечить их раздельный учет и хранение от прочих поступлений.
Рассмотрим пример. Допустим, объем воды по нормативу на человека за месяц — 7 м³. Повышающий коэффициент в 2016 г. — 1,4. При тарифе 14,63 руб. за 1 м³, получаем следующее: 7 х 1,4 х 14,63 = 143,37 руб.
При этом сумма без нормативов получилась бы следующей: 7 х 14,63 = 102,41 руб.
Таким образом, разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента за воду составляет: 143,37 — 102,41 = 39,96 руб. Именно эта сумма должна направляться исполнителем на мероприятия по энергосбережению.
Установка общедомового прибора учета считается мероприятием энергосбережения, поэтому, если собственники МКД решили установить прибор учета и на счету исполнителя коммунальных услуг имеются целевые накопления, их необходимо направить на оплату услуг по установке ОДПУ.
Если собственники отказываются платить за установку
В случае, если собственники отказываются оплачивать установку ОДПУ, такие приборы будут принудительно установлены ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с п.12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении», собственники обязаны предоставить доступ сотрудникам РСО к местам установки счетчиков и оплатить расходы на установку приборов учета. В случае отказа возместить ресурсоснабжающей организации расходы на установку, собственникам дополнительно придется оплачивать затраты, связанные с принудительным взысканием.
Почему работы по установке не выполняются за счет средств текущего ремонта
Текущий ремонт — это своевременная плановая профилактика инженерных коммунальных систем, основной способ устранения неисправностей и мелких повреждений. Целью текущего ремонта является защита имущества от преждевременного износа.
В соответствии с «Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда» (МДК 2–04.2004), затраты на текущий ремонт здания должны составлять не менее 0,4 – 0,55 % от его восстановительной стоимости. Нецелевое расходование средств текущего ремонта нарушает график планово–предупредительного ремонта, систематическое неисполнение которого может привести к аварийной ситуации, внезапному выходу из строя насосного оборудования, обрушению коммунальных объектов, а также нарушению работоспособности элементов здания и узлов учета энергоресурсов.
Соблюдение графика проведения планового текущего ремонта является основным условием экологической и технической безопасности проживания жильцов в доме. Поэтому на практике оплата установки общедомовых приборов учета происходит либо за счет собственников, либо из отдельных целевых накоплений на энергосбережение дома.
ОДПУ — первый шаг к автоматизированному сбору показаний
Установка общедомовых приборов учета — важный шаг в деле энергосбережения и с 2013 года является обязательной для тех домов, чье состояние позволяет произвести установку.
Обязанность по установке ОДПУ возложена на собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в задачи управляющей компании входит уведомление собственников о необходимости такой установки и контроль за исполнением на всех стадиях.
Наличие общедомовых счетчиков дает управляющей компании возможность не только снизить ОДН в своем доме, но и развернуть полноценную систему автоматизированного сбора показаний. На сегодняшний день такие системы уже получили широкое распространение в многоквартирных домах за счет возможности быстрой обработки показания, экономии на персонале и повышении собираемости оплат.
Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»
Энергоснабжение многоквартирных домов
На каком основании жильцы многоквартирных домов обязаны платить за общедомовые нужды и почему в счетах на оплату за потребленную электрическую энергию появилась графа «Плата за общедомовые нужды»?
Действительно, где-то раньше, где-то позже, в счетах за оплату электроэнергии, направляемых жильцам, стали появляться дополнительные суммы за оплату электроснабжения мест общего пользования или, как принято говорить, общедомовые нужды (ОДН).
Но платить за энергоснабжение мест общего пользования жильцы многоквартирных домов начали гораздо раньше. Только тогда стоимость энергоснабжения мест общего пользования была включена в размер платы за ремонт и обслуживание жилищного фонда.
Сегодня на собственника квартиры ложится определённая ответственность за обеспечение того качества жизни в своем приватизированном или приобретенном на собственные средства жилище, которое создаст ему комфорт. Эта обязанность, в том числе и по оплате ОДН, возложена на жителей многоквартирных домов нормативно — правовыми актами, такими как Жилищный кодекс, Федеральный закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, Правилами предоставления коммунальных услуг.
Так, согласно этих Правил, коммунальная услуга «энергоснабжение» для жителей многоквартирных жилых домов состоит из двух составляющих: внутриквартирное потребление и потребление на общедомовые нужды. То есть жильцы, независимо от способа управления многоквартирным домом, обязаны оплачивать весь объем электроэнергии, использованной как в квартирах, так и в местах общего пользования дома.
Нормативно-правовые акты, устанавливающие обязанность по оплате электроснабжения мест общего пользования
Федеральное законодательство
- Жилищный кодекс РФ;
- Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (в редакции Постановлений Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, от 27.08.2012 № 857, с изм., внесенными Определением Верховного Суда РФ от 19.03.2013 N АПЛ13-82);
- Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»;
- Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (в редакции Постановлений Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, от 28.03.2012 № 258, от 16.04.2013 №344);
- Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;
Региональное законодательство
- Приказ Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31.08.2012 № 2/2012-нп «Об утверждении норматива потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)» (в редакции от 19.09.2012);
- Приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 20.08.2012 № 166-п «Об утверждении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Республики Адыгея».
Что относится к общедомовым нуждам (ОДН)?
В настоящее время законодательством определены такие виды коммунальных услуг на нужды ОДН в многоквартирном доме, как холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление общего имущества.
К общему имуществу (ст. 36 Жилищного Кодекса) относятся все помещения, которые не являются частями квартир и предназначены для обслуживания более одного помещения в доме, в том числе:
- межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения оборудование (технические подвалы);
- помещения, предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений (это могут быть залы для занятий физической культурой и спортом, культурного развития или, например, прачечные);
- к общему имуществу относятся и крыши, механическое, электрическое и иное оборудование, которое находится за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
- и, наконец, территория (земельный участок), на которой расположен дом.
Что подразумевается под «электроснабжением мест общего пользования»?
Плата за ОДН начисляется не только за лампочку в подъезде. В это понятие входит оплата электроэнергии, затрачиваемой на освещение мест общего пользования, к которым относятся лестничные клетки, подвалы, наружное освещение. Это обеспечение работы оборудования, которое является общим имуществом собственников многоквартирного дома — насосов, антенн, лифтового оборудования. А также внутридомовые потери электроэнергии, которые возникают в процессе её передачи.
Необходимо понимать, что расход электроэнергии осуществляется всем энергопринимающим оборудованием, которое призвано ежедневно обеспечивать жителям дома комфортное проживание.
Как рассчитывается плата за энергоснабжение мест общего пользования?
При начислении оплаты за энергоснабжение мест общего пользования Правила предоставления коммунальных услуг устанавливают порядок расчёта в зависимости от наличия или отсутствия общедомовых приборов учёта.
В первом случае, если в доме установлен коллективный (общедомовой) прибор учёта электроэнергии, то оплата за соответствующую услугу будет рассчитываться, исходя из показаний этого прибора учёта.
Объём общедомового потребления будет рассчитываться следующим образом: из расхода электроэнергии по общедомовому прибору учёту, установленному на вводе в дом, вычитывается расход электроэнергии по индивидуальным (квартирным) счётчикам и объём электроэнергии, потреблённый гражданами, у которых отсутствует индивидуальный прибор учёта, рассчитанный по нормативам, а также объём, потреблённый нежилыми помещениями (магазинами, офисами и т.п.), если таковые имеются в доме. Затем полученный объём распределяется между потребителями многоквартирного дома пропорционально размеру площади принадлежащего им жилого и (или) нежилого помещения в этом доме.
В случае отсутствия прибора учёта в основу расчёта положен норматив потребления, установленный Региональной энергетической комиссией – Департамента цен и тарифов Краснодарского края с 1 октября прошлого года, и размер площади жилого помещения, занимаемого собственником жилья. Размер платы для каждого собственника рассчитывается, исходя из отношения площади его жилого (нежилого) помещения к общей площади дома по формуле и эта доля (исчисляется в квадратных метрах) умножается на соответствующий норматив и на тариф.
Потребитель обязан вносить только ту часть платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, которая приходится на его жилое (нежилое) помещение. То есть, чем больше площадь квартиры или нежилого помещения, тем больше доля общего имущества в многоквартирном доме принадлежит собственнику. Значит, и бремя по его содержанию он будет нести больше, чем обладатель меньшей площади и начисление на общедомовые нужды у него будет больше.
Более сложный случай, когда часть помещений оборудована приборами учёта, а другая не оборудована. Тогда для расчёта платы в отношении помещений, оборудованных приборами учёта, будет использоваться реально потреблённый объём электроэнергии, а необорудованных – норматив потребления, утверждённый региональными органами.
Кем устанавливается норматив потребления электроэнергии на энергоснабжение мест общего пользования и каков его размер?
Нормативы на территории субъектов Российской Федерации устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. В Краснодарском крае таким органом является Региональная энергетическая комиссия-Департамент цен и тарифов Краснодарского края, а в Республике Адыгея таким органом является Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея. Нормативы по электроснабжению утверждены Приказом Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов от 31.08.2012 (в редакции от 19.09.2012) № 2/2012-нп «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учёта)», а также Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея от 20.08.2012 № 166-п «Об утверждении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Республики Адыгея».
Они дифференцированы в зависимости от наличия лифтового оборудования и этажности многоквартирного дома.
Например, для потребителей, проживающих на 6-9 этажах многоквартирного дома, оснащённого лифтами, норматив из расчета на один квадратный метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме составит 0,54 кВт.ч. в месяц. Для проживающих на 3-4 этажах в домах без лифта – 0,18 кВт.ч. в месяц.
Почему плата за электроснабжение мест общего пользования «привязывается» к квадратным метрам, а не к потреблению электроэнергии на индивидуальные нужды (к квартирному потреблению)?
До сентября 2012 года распределение электроэнергии между жильцами многоквартирного дома, потребляемой на общедомовые нужды, производилось в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждёнными Постановлением Правительства РФ в мае 2006 года, и осуществлялось пропорционально расходу электрической энергии на индивидуальное потребление на основании показаний поквартирных приборов учёта. Но этот порядок распределения электроэнергии вызывал много критики, т.к. граждане, проживающие в одинаковых по площади квартирах и в однотипных домах, оплачивали разное количество электроэнергии – в зависимости от того, сколько они расходовали электроэнергии в своих квартирах.
Теперь же плата за энергоснабжение мест общего пользования, рассчитывается и распределяется между жильцами пропорционально размеру общей площади квартиры.
Почему плата за энергоснабжение мест общего пользования бывает больше, чем за индивидуальное потребление? От чего это зависит?
Если в доме нет общедомового прибора учёта, то расчет потребления электроэнергии на общедомовые нужды производится по установленным нормативам потребления на квадратный метр общей площади и распределяется на ту или иную квартиру в долевом соотношении. В этом случае размер начислений, в первую очередь, будет зависеть от размера площади помещений, входящих в состав мест общего пользования и площади жилого помещения потребителя. Чем больше эти площади, тем больше начисление на общедомовые нужды. Таким образом, величина платы за ОДН никак не зависит от индивидуального потребления внутри квартиры.
В доме, оборудованном общедомовым прибором учёта, размер начислений зависит от многих факторов, в числе которых техническое состояние внутридомовой системы электроснабжения, синхронное получение показаний общедомовых приборов учёта и индивидуальных приборов учёта; наличие индивидуальных приборов учёта у всех собственников/пользователей жилых помещений и другое.
Кроме того, сумма начисления на общедомовые нужды может быть большой, если в многоквартирном доме с коллективным прибором учета есть нежилые помещения, используемые под офисы, магазины, парикмахерские, владельцы которых не заключили договоры энергоснабжения с нашей компанией. Если договора нет, то фактически происходит хищение электроэнергии у жильцов.
ПАО «ТНС энерго Кубань» постоянно проводит работу по выявлению таких недобросовестных арендаторов и владельцев нежилых помещений и предлагает заключить договор энергоснабжения. Однако Гарантирующий поставщик электроэнергии по закону не может в одностороннем порядке их принудить к заключению договора, поэтому контроль за отсутствием таких помещений в доме, как со стороны управляющих компаний и ТСЖ, так и самих граждан обязателен.
Также важно понимать, что точность расчёта оплаты за электроэнергию напрямую зависит от самих потребителей электроэнергии, от выполнения ими требований законодательства, в частности, предоставления показаний приборов учёта (напомним, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установлено, что потребитель имеет право ежемесячно снимать показания прибора учёта электроэнергии и передавать полученные показания). В противном случае, согласно действующему законодательству, применяются расчётные способы, которые могут негативно сказаться на размере платы за энергоснабжение мест общего пользования. От достоверности показаний зависит, какой объем электроэнергии будет в дальнейшем распределяться на жильцов, как разница между объемом электроэнергии, зафиксированным общедомовых приборов учёта, и общим потреблением квартир и нежилых помещений, определенных по показаниям индивидуальных приборов учёта. Эта разница и является объемом электроэнергии, затраченным домом на общедомовые нужды.
Можно ли уменьшить размер платы за электроснабжение мест общего пользования?
Уменьшение размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды дадут следующие меры: установка в доме общедомового прибора учета электроэнергии; наличие индивидуальных приборов учета (ИПУ) у всех собственников жилых помещений; ежемесячное предоставление показаний ИПУ; одновременное и качественное снятие показаний общедомового и квартирных приборов учёта электроэнергии; исключение случаев незаконных подключений, воровства электроэнергии со стороны собственников / пользователей жилых /нежилых помещений в многоквартирном доме. Кроме того, снизить затраты на общедомовые нужды позволит энергосберегающее оборудование, установленное в местах общего пользования: энергосберегающие лампы, выключатели с временным реле, которые самостоятельно гасят свет на лестничной площадке через заданный промежуток времени; датчики движения, срабатывающие при движении объекта, т.е. когда кто-то входит в подъезд, свет зажигается автоматически, когда выходит – гаснет. То есть, минимизировать затраты на ОДН вполне реально, но для этого нужны усилия всех – и электрических сетей, и управляющих компаний, и всех собственников жилых и нежилых помещений многоквартирном доме.
В завершение мы обращаем Ваше внимание на то, что все обращения и запросы, поступающие в адрес компании, рассматриваются и каждому обратившемуся в обязательном порядке дается письменный ответ с приложением всех расчетов.
Для подробного разъяснения мы рекомендуем своим абонентам обращаться непосредственно в ПАО «ТНС энерго Кубань». Специалисты компании подготовят и предоставят всю необходимую информацию, чтобы расчеты были прозрачны и понятны всем.
Что такое ОДН и как их оплачивать?
ОДН, или общедомовые нужды, – это сумма разницы между показаниями общедомового счётчика потреблённой электроэнергии, воды и показаниями всех квартирных счетчиков многоквартирного дома, то есть это объём потребленной электроэнергии, воды, не вошедший в оплату жильцами, но учитывающийся по показаниям общедомовых счетчиков. В настоящий момент ОДН начисляется по трем коммунальным услугам: электроэнергия, холодное водоснабжение и горячее водоснабжение.
Откуда берется эта разница? Это электроэнергия, расходуемая на работу лифтов, насосов, домофонов, освещение подъездов, подвалов, чердаков, тамбуров и приподъездной территории. Это холодная вода, которая берется из крана в подвале, расходуемая на полив, на мытье лестничных площадок и мусоропровода, на промывку коммуникационных систем. В ОДН по горячей воде могут входить расходы воды на сброс воды в стояке, когда в многоквартирном доме производится ремонт батарей, на опрессовку системы отопления после ремонта, на технологический пролив системы при подготовке к отопительному сезону. Внутридомовые потери в водосетях могут произойти, к примеру, в результате аварии в подвале.
Механизм расчета величины ОДН определен Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и различается в зависимости от наличия в доме общедомового прибора учета.
Расчет ОДН в доме, оборудованном общедомовым прибором учета
В данном случае ОДН определяется как разница между объёмом, который показал общедомовой счетчик, и суммой показаний индивидуальных счётчиков. Эта разница распределяется между всеми собственниками пропорционально площади их квартиры.
Размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и электроснабжению в жилом или нежилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии определяется по формуле: А= В ×С, где:
В — объем (количество) потребленного за расчетный период в жилом или нежилом помещении коммунального ресурса, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом или нежилом помещении;
С — тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством РФ.
Расчет ОДН в доме, при отсутствии прибора учета
Если общедомовой прибор учета не установлен, то объем ОДН рассчитывается по нормативу и распределяется между потребителями пропорционально доле в общей площади помещений в многоквартирном доме, принадлежащей каждому потребителю. Если общедомовой прибор учета установлен, но в жилых (нежилых) помещениях такой прибор отсутствует, показатель ОДН определяется как разница между объёмом, который показал общедомовой счетчик, и расходов по нормативу в квартирах, не оборудованных приборами учёта.
Размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению:
а) в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных бытовых вод и электрической энергии определяется по формуле: А = B×C×D, где:
B — количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении;
C — норматив потребления коммунальной услуги;
D — тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством РФ.
б) в нежилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных бытовых вод и электрической энергии определяется как произведение расчетного объема потребленной холодной воды, горячей воды, сточных бытовых вод, электрической энергии и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» с 1 июня 2013 года размер начислений на коммунальные услуги ОДН по общедомовому прибору учета не может быть выше соответствующих нормативов потребления. Если начисления на многоквартирный дом будут больше, то образовавшуюся разницу будет обязан оплатить исполнитель коммунальных услуг.
Следует отметить, что ОДН распределяются пропорционально площади и не зависят ни от количества зарегистрированных, ни от числа фактически проживающих в квартире человек, соответственно оплата ОДН обязательна даже тогда, когда в квартире отсутствуют зарегистрированные проживающие лица.
В случае, когда некоторые жильцы пренебрегают обязанностью по оплате ОДН, если в доме установлен общедомовой прибор учета, другим жителям платить за него не придется, поскольку расход, начисленный им по нормативу (при отсутствии у жильца прибора учета), обязательно будет отниматься от расхода по общедомовому прибору учета. Если же в квартире неплательщика установлен счетчик, то главное, чтобы жилец вовремя передавал свои показания.
(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г.
Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89
Тел.: +7 (4912) 25-58-02
Соц. сети:
Тепло, еще теплее
Минстрой разработал проект поправок в Жилищный кодекс. По мнению ведомства, размер платы за отопление должен рассчитываться на основании показаний в первую очередь индивидуального счетчика, а уже затем — общедомового. А когда счетчиков нет совсем — исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. Документ будет принят до конца этого года, сообщили «РГ» в Минстрое.
Платеж за отопление является одной из самых больших сумм в квитанциях россиян, поэтому любые новации в этой области могут существенно повлиять на семейные бюджеты. Теперь жители смогут пользоваться поквартирными счетчиками на батареях и оплачивать только фактическое потребление тепла без оглядки на соседей. Сегодня платить по индивидуальным счетчикам можно только в домах, полностью ими оборудованных. В итоге один сломанный счетчик может лишить возможности платить только за потребленную энергию весь дом. Минстрой решил исправить эту несправедливость и подготовил поправки в Жилищный кодекс. Сейчас за тепло по счетчикам платят собственники квартир в домах, где все квартиры и нежилые помещения оснащены приборами учета, а также количество тепла измеряется на входе в дом. Таких зданий в стране не так уж мало. «По данным правительства, их количество составляет около 20 процентов. И практически все 20 процентов — это новостройки. С 2012 года все новостройки оборудуются индивидуальными приборами учета в обязательном порядке, зато в старых домах их практически нет», — говорит Игорь Кокин, эксперт Научно-образовательного центра федеральных и региональных программ Высшей школы госуправления РАНХиГС.
При вселении в новый дом все жильцы платят по счетчикам. Но проходит год-два, и в соседях уже нет согласия. У одного прибор учета сломался, у второго пропущен срок поверки. А в итоге права платить по счетчику лишаются все и переходят на оплату по общедомовому счетчику тепла.
В июле Конституционный суд вынес постановление по жалобе Сергея Деминца, в доме которого сложилась такая ситуация. Из-за этого УК сделала перерасчет и заставила всех жильцов платить по общему счетчику, даже тех, у кого есть индивидуальные.
«Правила предоставления коммунальных услуг в определенной части не соответствуют Конституции. Они ограничивают возможности человека, у которого легально установлен индивидуальный прибор учета по теплу, пользоваться им, если кто-то один или несколько собственников вывели свои счетчики из строя или не сделали поверку. Страдает добросовестный человек, он не может использовать для оплаты показания своего прибора учета», — говорит ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» Института экономики города Дмитрий Гордеев.
В итоге суд предписал изменить законы. Во исполнение этого решения минстрой и разработал поправкив ЖК.
Разобраться в том, как считается отопление, не так уж просто. Хотя бы потому, что правила начисления платежей часто меняются. В них вносились изменения в 2012, 2013 и 2017 годах. При этом существует несколько видов формул расчета в зависимости от того, имеется ли в доме центральная система теплоснабжения, есть ли счетчики и какие, платят ли собственники за тепло в отопительный период или платежи распределяются на весь год. Так, в доме без счетчиков платеж зависит от площади помещения, норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепло. При наличии общедомового счетчика расчет платы зависит от объема потребленной домом энергии. На каждую квартиру же платеж рассчитывается с учетом ее площади. В домах, полностью оснащенных счетчиками, платеж состоит из двух частей: за тепло, потребленное внутри квартиры, и тепло, которое ушло на обогрев общедомовых помещений: холлов, лестниц и площадок.
Если закон изменится, то в доме может появиться два типа собственников — которые платят по внутриквартирному счетчику и без него. По счетчику нужно будет платить за свое тепло и часть общедомового. А без счетчика на каждого собственника также будет рассчитываться часть общих затрат тепла с учетом площади помещения квартиры и части затрат на отопление общих помещений дома. Конкретные формулы расчета тепла для домов, в которых есть разные типы плательщиков за тепло, пока минстроем не подготовлены. Платеж по нормативу для домов со счетчиками не предусмотрен.
Поправки минстроя относятся в первую очередь к новостройкам, говорит Игорь Кокин. Они не стимулируют переходить на индивидуальные счетчики тепла собственников домов в старом фонде. Для них это может быть дорогим и невыгодным удовольствием. Так как в таких домах разводка чаще всего не позволяет установить один счетчик на квартиру, это можно сделать только на каждую батарею. В результате затраты выше в несколько раз, чем в новых квартирах. Кроме того, пользоваться личным счетчиком в квартире можно, только если есть общедомовой, что тоже проблема домов старого фонда. Возможным выходом могла бы стать программа капитального ремонта. «По ней не устанавливают счетчики в квартирах, так как это уже территория жильцов, — говорит Кокин. — Иногда сложно добиться даже замены самих батарей». Так что там, где до сих пор метры греют старые добрые чугунные батареи, изменений, скорее всего, не заметят.
Игорь Кокин отмечает, что не всегда счетчик на тепло дает экономию. В домах, где норматив низкий, выгоднее платить по нему. Невыгодными счетчики оказываются для собственников небольших домов — малоэтажной застройки. А вот обладатели квартир в многоэтажках практически всегда снижают размер платежей при переходе на счетчики.
Счетчики несут выгоду жителям тех домов, которые расположены далеко от котельной. Доставка теплоносителя по трубам сопровождается потерями в сети, но эти теплопотери оплачивает конечный потребитель. С владельцами счетчиков это не происходит. Кроме того, собственники без счетчиков платят за соседей, например тех, что присоединили к своей жилой площади балкон и не согласовали его. Ведь платежи начисляются в зависимости от площади квартир в документах.
Стоимость самых простых и доступных механических теплосчетчиков начинается от 3,5 тысячи рублей, однако это не полная стоимость, так как этот тип счетчиков требует еще установки фильтра для воды. Поэтому иногда выгоднее поставить более дорогой вариант прибора учета. К примеру, ультразвуковой. Он, кстати, считается более точным. Стоимость таких счетчиков начинается от 6 тысяч рублей и может достигать 30 тысяч. Другие типы счетчиков, например вихревой, распространены у нас меньше.
Лучше, если счетчик будет считать тепло в гигакалориях, так как именно в этом виде показания принимает управляющая компания. В противном случае каждый месяц придется пересчитывать киловатты в час, мегаватты в час и гигаджоули по формуле.
Кроме непосредственно счетчиков в России распространены распределители. Это не совсем счетчики, они учитывают не гигакалории, а объем тепла, прошедший в помещение. По распределителям также можно рассчитывать тепло индивидуально на каждую квартиру, если такими приборами оснащено более 50 процентов помещений, поясняет эксперт.