Закон 261 энергосбережение счетчик
Закон 261 энергосбережение счетчик
На сегодняшний день основным нормативным правовым актом, регламентирующим реализацию мероприятий по повышению энергетической эффективности, является Федеральный Закон от 23.11.2009 №261–ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Целью принятого Закона является повышения энергетической эффективности в отношении всех энергоресурсов в рамках систем централизованного снабжения.
Согласно Закону все энергопотребляющие устройства должны будут содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, в их маркировке, на их этикетках. С 1 января 2011 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются электрические лампы накаливания мощностью 100 Вт и более, с 1 января 2013 года – 75 Вт, с 1 января 2014 года – 25 Вт.
Все производимые, передаваемые, потребляемые энергоресурсы подлежат обязательному приборному учету. Исключения сделаны для потребления аварийных и ветхих объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а так же объектов с мощностью потребления электроэнергии до 5 киловатт или тепловой энергии до 0,2 Гкал в час.
Особое внимание в Законе уделено обеспечению энергетической эффективности зданий, строений, сооружений с установлением требований энергетической эффективности. Одним из требований энергетической эффективности является обязанность собственников зданий, строений, сооружений, собственников помещений в многоквартирных домах обеспечить соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и их оснащению приборами учета используемых энергоресурсов.
До 1 июля 2010 года организации-поставщики воды, тепло-, электроэнергии должны предложить потребителям свои услуги по установке приборов учета, а с 1 июля 2010 г. обязаны устанавливать приборы учета своим потребителям по договору и не в праве отказать в установке счетчиков по просьбе любого лица-потребителя.
Закон №261-ФЗ установил сроки оснащения зданий и строений различного назначения приборами учета используемых энергоресурсов. Так, в частности, до 1 января 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления Закона в силу, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а так же ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Приборы учета должны быть введены в эксплуатацию (приняты на коммерческий учет) не позднее месяца, следующего за датой их установки.
Если потребитель не в состоянии оплатить прибор учета и его установку сразу, организация обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет. Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования Центробанка РФ.
Законом предусмотрен принудительный порядок установки приборов учета с возмещением устанавливающей организации всех понесенных затрат. ст.13 п.12.
Поставщикам энергии и энергоресурсов предоставлено право заинтересовать потребителей в установке счетчиков (на сегодняшний день это очень просто: при отсутствии счетчика оплата производится по круглосуточному расходу, ст.25 п.7 п.8 «По сечению трубы или провода»).
С целью получения объективных данных об объеме используемых ресурсов, определения показателей и потенциала повышения энергоэффективности Законом предусмотрено проведение энергетических обследованийв добровольном порядке, по результатам которого оформляется «энергетический паспорт». Деятельность по проведению энергетического обследования с составлением паспорта вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.
Паспорт, составленный по результатам энергетического обследования многоквартирного дома, подлежит передаче лицом, его составившим, собственникам помещений в многоквартирном доме или лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома.
Федеральный закон № 261-ФЗ установил новый вид договоров – «энергосервисный договор (контракт)», предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Такой договор должен содержать условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем, либо вносятся изменения в прежний договор на поставку ресурсов.
Действия, направленные на энергосбережение и повышения энергетической эффективности утверждаются в письменной форме каждым собственником помещений в многоквартирном домом. В противном случае такое условие энергосервисного договора (контракта) является ничтожным.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Организации – поставщики энергоресурсов обязаны ежегодно предлагать собственникам жилого дома, проведение мероприятий по энергосбережению, в том числе способы финансирования этих мероприятий.
Лицо, ответственное за содержание жилого дома обязано доводить до сведения собственников предложения по энергосбережению, разрабатывать соответствующие планы и мероприятия. Эффективное управление многоквартирным домом, в условиях реального времени, невозможно без:
- установки приборов учета,
- регулирования водо-, энергоресурсов
- и установки энергосберегающего оборудования.
Официальный сайт
Гатчинского муниципального района
- Обращения
- Написать обращение
- Статистика
- Приемная губернатора
- Общероссийский день приема граждан
- — вернуться —
Уважаемый Анатолий Вадимович!
Ваше обращение от 215.06.2019 № 2534-22, поступившее в администрацию Гатчинского муниципального района, рассмотрено.
Сообщаю, что 4.5. ст. 13, Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (далее Закон № 261-ФЗ) установлена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах до 1 июля 2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Требования Закона № 261-ФЗ предусматривают обязанность
ресурсоснабжающей организации (далее РСО) после 01.07.2012 установить приборы учета в многоквартирных домах, собственники которых не выполнили данную обязанность. В этом случае положения Закона № 261-ФЗ об установке приборов учета предусматривают возложение на РСО обязанности исполнить требования закона, неисполненное собственниками помещений, а, следовательно, принудительно установить прибор учета за собственника и для собственника с последующей оплатой собственником расходов на выполнение соответствующих работ РСО.
Собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Леонова, д. 5 (далее — МКД), не исполнено требование Закона № 261- ФЗ по установке общедомового прибора учета тепловой энергии (далее ОДНУ).
Таким образом, после 01.07.2012 года у МУП «Тепловые сети» г.Гатчина возникла обязанность оснащения в МКД ОДНУ, установка которого произведена 2015 году.
Установленный в МКД общедомовой прибор учета переходит в обще долевую собственность всех собственников помещений с момента установки прибора.
Следовательно, у собственников помещений с момента установки ОДНУ возникает обязанность оплатить расходы РСО.
Частью 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ установлен порядок компенсации расходов РСО на установку приборов учета собственниками помещений с рассрочкой на 5 лет с учетом процентов за рассрочку. Порядок возмещения расходов РСО на установку ОГГУ именно собственниками помещений подтвержден в п.38.1 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491. В состав расходов входят все расходы, связанные с установкой и предоставлением рассрочки платежей.
В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.
Стоимость установки ОПУ в МКД согласно смете составляет 435 222,08 руб. Стоимость с учетом рассрочки, рассчитанная с применением ставки рефинансирования в размере 8,25%, действовавшей на дату начисления с 01.10.2015, составляет 532 648,00 руб.
В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению своих объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
И.о. председателя Комитета
городского хозяйства и жилищной политики
администрации Г атчинского муниципального района
А.А. Супренок
Закон 261 энергосбережение счетчик
Единый номер телефона для клиентов:
(калькулятор по программе догазификации)
- Ввод показания прибора учета газа
- Тарифы
- Техническое обслуживание
- Способы оплаты
- Порядок и обязанность установки приборов учета газа
- Бланки документов
- Полезная информация
- Форма договора поставки газа
- Инструкция по подключению личного кабинета
Уважаемые абоненты!
Порядок и обязанность установки приборов учета газа определены Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (далее Закон об энергосбережении), так п. 1 ст. 13 Закона об энергосбережении установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно п. 5.1. ст. 13 Закона об энергосбережении собственники объектов, указанных в части 5 настоящей статьи, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию в срок до 1 января 2019 года.
Согласно п. 8 ст. 13 Закона об энергосбережении действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством РФ для осуществления таких действий.
АО «Газпром газораспределение Екатеринбург» (далее также Общество) отвечает данным требованиям и вправе производить установку приборов учета газа.
Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении определяет обязанность Общества по установке, а также отсутствие права АО «Газпром газораспределение Екатеринбург» отказать в установке прибора учета, при этом цена за вышеуказанные услуги устанавливается соглашением сторон.
Частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Перечень документов для заключения договора на установку ПУГ:
- паспорт собственника (ксерокопия);
- свидетельство о государственной регистрации права собственности (ксерокопия);
- паспорт на прибор учета газа.
Формы договоров на установку ПУГ
- Договор об установке ПУГ
- Договор об установке ПУГ заказчика
По вопросу исполнения требований части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ в части установки, замены и эксплуатации приборов учета газа, Вы можете обратившись по следующим адресам, телефонам:
- Асбестовский участок:
г. Асбест, ул. Ладыженского, 25
т. (34365) 2-27-70, факс (34365) 2-21-00 - Белоярский участок:
г. Заречный, ул. Восточная, 1
т. (34377) 7-60-25, факс (34377) 7-60-24 - Березовский участок:
г. Березовский, ул. Строителей, 10/б
т. (34369) 4-90-91, факс (34369) 4-73-56 - Верхнепышминский участок:
г. В-Пышма, ул. Уральских рабочих, 25/а
т. (34368) 4-23-90, факс (34368) 5-01-82
Режим работы АО «Газпром газораспределение Екатеринбург»:
Понедельник – Четверг: с 08-15 до 17-15, Пятница: 08-15 до 16.15
обеденный перерыв: с 12:12 до 13:00.
Суббота, Воскресенье – выходные дни.
Нормативные правовые акты, связанные с обеспечением требований ФЗ-261 по установке ПУГ:
- Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»
Информация о праве Собственника на предоставление самостоятельно приобретенного ПУГ, соответствующего нормативным требованиям:
Для установки, прибор учета газа Вы можете приобрести самостоятельно, соответствующий требованиям к характеристикам используемых энергетических ресурсов, определенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложение 2
к методическим рекомендациям
по техническим требованиям
к системам и приборам учета
воды, газа, тепловой энергии,
электрической энергии, утвержденным
Приказом Минпромторга России
от 21 января 2011 г. N 57
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ И ПРИБОРАМ УЧЕТА ГАЗА
Системы и приборы учета газа (далее — счетчики газа) предназначены для измерения в жилых домах и зданиях, строениях, сооружениях организаций коммунального комплекса количества природного газа (объема и/или массы).
В целях настоящих методических рекомендаций счетчик газа — это техническое средство, предназначенное для измерения, хранения, отображения и передачи результатов измерений количества природного газа (объема и/или массы).
Устройство преобразования (корректор) — устройство, присоединенное к счетчику газа, которое автоматически приводит объем газа, измеренный при рабочих условиях, к нормальным условиям.
Счетчик газа должен обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации.
Характеристики счетчиков газа:
Минимальный расход газа (Qmin) — наименьшее значение расхода газа, при котором счетчик газа обеспечивает измерения, удовлетворяющие требованиям к максимально допускаемой погрешности измерений.
Максимальный расход газа (Qmax) — наибольшее значение расхода газа, при котором счетчик газа обеспечивает показания, удовлетворяющие требованиям к максимальной допускаемой погрешности измерений.
Переходный расход (Qt) — значение расхода между наибольшим и наименьшим значениями расходов, при которых диапазон расхода газа разделяется на два поддиапазона: «верхний» и «нижний», каждый из которых характеризуется своей максимально допускаемой погрешностью измерений.
Предельный расход газа (Qr) — значение расхода газа, при котором турбинный счетчик газа работает без ухудшения характеристик в течение короткого периода времени (если не указано иначе, то не более часа в сутки и 200 часов в год).
Условия применения счетчика газа.
1. Нормальные условия работы счетчика газа — условия, к которым приводятся измеренные при рабочих условиях значения объема газа: абсолютное давление газа 760 мм рт. ст. и температура газа +20 °C.
Рабочие условия работы счетчика газа:
1.1. Диапазон измерений расхода газа должен удовлетворять следующим требованиям:
Класс точности | Qmax/Qmin | Qmax/Qt | Qr/Qmin |
---|---|---|---|
1,5 | Не менее 150 | Не менее 150 | 1,2 |
1,0 | Не менее 20 | Не менее 5 | 1,2 |
1.2. Минимальный температурный диапазон газа составляет 40 °C.
1.3. Изготовитель счетчиков газа и устройств преобразования объема газа должен указывать:
- «семейство» или группу газа;
- максимальное рабочее давление газа.
2. Максимально допускаемая погрешность измерений.
2.1. Счетчик газа, показывающий в рабочих условиях измерений объем или массу газа, должен иметь показатели точности измерений, указанные в таблице 1.
Закон 261 энергосбережение счетчик
Городской округ город Михайловка
Волгоградская область
- Главная
- Новости
- Администрация
- Антикоррупционная политика
- О городе
- Приемная
- Открытые данные
- Версия для слабовидящих
- Власть
- Экономика и финансы
- Архитектура и градостроительство
- Муниципальное имущество и землепользование
- Официальные документы
- Социальная сфера
- ЖКХ
- Потребительский рынок
- Защита прав потребителей
- Отдел по сельскому хозяйству, Отделы сельских территорий и ТОСы
- ЗАГС
- Кадровое обеспечение
- ГО и ЧС
- Отдел по культуре, молодежной политике, спорту и развитию туризма
- Это важно
- Вам помогут
- Горячая линия
- Это интересно
- Центр занятости
- .
- Муниципальный архив
- Оценка регулирующего воздействия
- Антитеррористическая комиссия
- Предпринимательство
- Муниципальный контроль
- Комитет по муниципальному контролю и административной практике
- Антимонопольный комплаенс
- Национальная политика
- Коммунальное хозяйство
- Нормативные акты
- Жилищные вопросы
- Благоустройство
- Энергосбережение
- Муниципальный жилищный контроль
- Информация о конкурсах
- Деятельность отдела
- Административные регламенты
- Сотрудники отдела
- Информацию для населения о качестве воды
- Уведомления
- Новости. Важные события
- Формирование комфортной городской среды
- Информация о необходимости заключения договоров ВДГО
- Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на территории городского округа город Михайловка на 2012 — 2020 годы
- Информация по технологическому подключению к системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения
- Концепции благоустройства городского округа город Михайловка
- Капитальный ремонт
- Муниципальные маршруты
- Реестр мест накопления отходов
- Инициативное бюджетирование 2020
- Переселение граждан из аварийного жилья
- Инициативное бюджетирование 2021
Энергосбережение
Комментарии к Федеральному закону Российской Федерации от 23 ноября 2009 г.
№ 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Обязательна ли установка приборов учёта энергоресурсов?
Согласно статье 13 пункта 2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В какие сроки собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых энергетических ресурсов?
В соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить установку приборов учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а природного газа – в срок до 1 января 2015 года.
Есть ли исключения из требований по установке приборов учета?
На основании ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Какие меры предусмотрены Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ в случае, если собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах не обеспечили оснащение таких домов приборами учета используемых энергетических ресурсов до 1 июля 2012 года?
Согласно пункту 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ до 1 июля 2013 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования жилых зданий, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов указанных объектов, которые не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный законом срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане – собственники жилых домов, граждане – собственники помещений в многоквартирных домах оплачивают равными долями в течение 5 лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Согласно пункту 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса и заключаемый с гражданином -собственником жилого дома, с гражданином – собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение 5 лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Какие организации могут осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов?
Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
При этом согласно пункту 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ организации, осуществляющие снабжение или передачу энергетических ресурсов обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
На какие объекты не распространяются требования Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ в части организации учета используемых энергетических ресурсов?
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ требования по организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем 5 киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем 0,2 гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Почему расходы за установку коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии несут только собственники помещений? Возлагается ли обязанность по оплате за установку коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии на квартиры, предоставляемые по договорам социального найма?
Если собственником жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, является муниципальное образование, соответственно право голоса и обязанности по оплате возлагаются на Администрацию муниципального образования.
Будут ли участвовать в оплате за установку коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии собственники нежилых помещений?
Да. В соответствие с п. 4 ст. 12 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение мероприятий по энергосбережению, к которым, в частности, относится установка приборов учета тепловой энергии. Соответственно собственники нежилых помещений обязаны нести расходы на установку приборов учета.
Кто осуществляет техническое обслуживание и ремонт приборов учёта?
Собственник обязан обеспечить эксплуатацию приборов учёта в соответствии с техническими требованиями на прибор. Таким образом, у владельца узла учёта должен быть заключен договор на техническое обслуживание приборов учёта с обслуживающей организацией (например, это может быть организация по установке приборов учёта, энергоснабжающая организация, управляющая компания).
Работы по ремонту приборов учёта выполняются на предприятиях-изготовителях приборов или специализированном ремонтном предприятии в соответствии с утвержденным технологическим процессом. После ремонта прибора учёта необходимо провести внеочередную поверку.
Кто осуществляет и оплачивает поверку приборов учёта?
В обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учёта, в частности, их своевременная метрологическая поверка, т.е. поверка оплачивается из собственных средств собственника.
Метрологическое обеспечение достоверности показаний приборов учёта заключается в периодической их поверке в специализированной организации (например, в лаборатории регионального центра стандартизации и метрологии или в организации, имеющей в своем распоряжении соответствующие испытательные лаборатории).
На основании постановления правительства РФ от 20.04.10 № 250, начиная с 2012 г. поверка средств измерений количества электроэнергии, расхода холодной и горячей воды и газа, должна осуществляться только аккредитованными государственными региональными центрами метрологии.
Поскольку в устройство узла учёта тепловой энергии входит и расходомер, то это требование будет относиться и к коммерческому учёту тепловой энергии.
Суть метрологической поверки заключается в испытаниях прибора учёта на более точном оборудовании.
Периодичность поверки указана в паспорте на прибор учёта. Межповерочный интервал (МПИ) приборов учёта тепловой энергии и счётчика горячей воды, как правило, составляет 4 года, а счётчика холодной воды — 6 лет.
Каковы последствия эксплуатации неповеренных приборов?
Эксплуатация неповеренного прибора учёта запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учёта со всеми вытекающими для потребителя последствиями. Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усреднённому расходу.
Предусмотрены ли штрафные санкции за не соблюдение обязанностей по установке приборов учёта энергоресурсов?
Да, предусмотрены. Законом об энергосбережении (статья 37) внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Несоблюдение требований законодательства об установке приборов учёта (стадии проектирования, реконструкции, капитального ремонта, строительства) — штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на организацию от 500 до 600 тыс. руб.
Несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учёта собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям. Штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на юрлиц от 100 до 150 тыс. руб.
Необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения, либо несоблюдение установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов — штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. рублей; на ИП — от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц — от 50 до 100 тыс. руб.
Несоблюдение требований об оснащении жилого дома приборами учёта лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов — штраф на ответственное лицо от
10 до 15 тыс. руб., на юрлиц от 20 до 30 тыс. руб.
Несоблюдение требований об оснащении нежилых зданий, строений, сооружений приборами учёта лицами, ответственными за их содержание — штраф на должностных лиц от 10 до 15 тыс. руб., на ИП от 25 до 35 тыс. руб., на юрлиц от 100 до 150 тыс. руб.
Установка приборов учета обязательна… но не для всех
До 1 июля в многоэтажках должны были быть установлены общедомовые приборы учета, поскольку именно с этого дня – согласно Федеральному Закону №261-ФЗ «Об энергосбережении» – расчеты за энергетические ресурсы осуществляются на основании данных со счетчиков. После 1 июля закон разрешает энергетикам самим устанавливать приборы учета на наши дома принудительно. Однако в том же законе есть исключения и нюансы, о которых необходимо знать.
Собственники жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах обязаны установить общедомовые приборы учета на потребляемые энергетические ресурсы до 1 июля 2012 года. Организации, осуществляющие снабжение водой, природным газом, тепловой энергией и электрической энергией (с условием, что их сети имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома), обязаны осуществлять деятельность по установке, замене и эксплуатации приборов учета. Указанные ресурсоснабжающие организации (РСО) не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены 149-м приказом Министерства энергетики РФ от 07.04.2010 г.
Обязанность по установке приборов учета энергоресурсов Федеральным законом от 23.1 1.2009 № 261-ФЗ возложена на собственников помещений. До 1 июля 2012 года собственники обязаны обеспечить установку приборов учета воды, тепловой энергии, электрической энергии (а природного газа – в срок до 1 января 2015 года).
С 1 января 2012 года все вводимые в эксплуатацию и, в том числе, реконструируемые многоквартирные жилые дома должны оснащаться также и индивидуальными теплосчетчиками в каждой квартире. С момента принятия 261-го закона ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений без оснащения их приборами учета энергоресурсов и воды не допускается.
Кто должен оплачивать установку приборов учета?
Закон обязывает собственников зданий, строений, сооружений, жилых, дачных или садовых домов, помещений в многоквартирных домах нести расходы на установку приборов учета. Если собственник не в состоянии сразу оплатить прибор учета и его установку, организация-поставщик энергоресурсов обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет. Процент за такой кредит устанавливается по действующей на момент заключения договора об установке приборов учета ставке рефинансирования Центробанка РФ.
Постановлением от 6.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» Правительство РФ утвердило новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Так, Раздел III «Несение собственниками помещений общих расходов на содержание и ремонт общего имущества» был дополнен пятью новыми пунктами (п. п. 38(1) – 38(5)). Первый из них (п. 38(1)) касается оплаты принудительно установленного общедомового прибора учета.
Пункт 38(1) Правил содержания общего имущества конкретизирует приведенные положения Закона «Об энергосбережении». В частности, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку коллективного прибора учета на основании счета, выставляемого РСО, если соответствующие суммы не были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, установленных для членов ТСЖ.
Причем РСО должна указать в счете для каждого собственника как общую сумму расходов на установку прибора учета, так и долю, пропорциональную доле в праве общей собственности на общее имущество, которая должна быть оплачена этим собственником.
Кроме того, п. 38(1) Правил содержания общего имущества предусмотрена возможность оспорить сумму расходов РСО, сначала обратившись непосредственно в РСО, а затем обжаловать выставленный счет в судебном порядке.
Нужно ли собственникам
помещений многоквартирного дома собирать общее собрание для принятия решения об установке приборов учета?
Прежде чем приступать к организации в доме учета тепла, необходимо коллективное решение собственников, принятое большинством голосов на общем собрании. Поскольку будущий узел учета станет общедомовой собственностью, оплата оборудования и работ целиком распределяется между всеми собственниками квартир.
Задача управляющей компании или правления ТСЖ, ЖСК – донести информацию до собственников о том, что установка приборов учета необходима согласно закону «Об энергосбережении» и отказ от установки грозит принудительными мерами по установке приборов учета со стороны энергоснабжающей организации и разбирательством в суде. УК или правление ТСЖ,
ЖСК должны предложить собственникам варианты: перечень компаний, с которыми имеется возможность заключить договор на установку приборов учета, и их предложения по стоимости работ и качеству предлагаемого оборудования.
Согласно пп. «с» п. 31 новых Правил исполнитель коммунальных услуг обязан подчиниться решению общего собрания собственников помещений об установке коллективного прибора учета (при условии включения в плату за содержание и ремонт расходов на его приобретение и установку).
Какую ответственность несут собственники за отказ от установки приборовучета?
Если до 1 июля 2012 года и до 1 января 2015 года (см. выше) в ответ на предложения по установке приборов учета от поставщика энергоресурсов потребитель не установит счетчик, то энергоснабжающая организация вправе принудительно его установить и взыскать по суду с потребителя все расходы по установке плюс судебные издержки.
Согласно п. 12 ст. 13 Закона «Об энергосбережении» собственники помещений должны не только обеспечить допуск РСО к местам установки счетчиков, но и оплатить понесенные ими расходы. Этой же нормой предусмотрено, что в случае отказа в добровольном порядке возместить расходы РСО на установку приборов учета собственники помещений обязаны также оплатить их затраты, связанные с необходимостью принудительного взыскания.
Кто осуществляет контроль за соблюдением обязанностей по установке приборовучета энергоресурсов?
Контроль за соблюдением данных обязанностей осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и их территориальные органы в субъектах РФ.
Есть ли исключения изтребований по установке приборов учета?
Да, есть. Федеральным Законом №261-ФЗ также указываются случаи, когда общедомовые приборы учета не устанавливаются:
– ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года;
– объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии);
– максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Помимо всего прочего, изменения в действующем федеральном законодательстве предоставляют возможность не ставить приборы учета собственникам жилья, где для этих целей отсутствуют технические возможности.