Заставить устанавливать индивидуальных счетчиков
Может ли УК заставить жильцов заменить счетчики на площадках дома?
Здравствуйте! Скажите пожалуйста, может ли управляющая компания заставить собственников квартир заменить индивидуальные электрические счетчики, установленные на площадках дома, и может ли УК в случае незамены индивидуального электрического счетчика собственником начислять ему за электроэнергию по установленным нормативам с повышенным коэффициентом? Дело в том, что нам, жильцам 2-го Детского проезда, д. 911 Саратова УК ООО «Импульс» вместе с платежками на оплату услуг прислала еще и предписание от 29.02.2006 года, в котором значится, что мы обязаны установить электрические счетчики класса точности 1.0, рекомендован УК счетчик марки «Меркурий 201.5». В случае неисполнения предписания начисления за потребленную электроэнергию с 01.01.2016 года УК будет производить по установленным нормативам с повышенным коэффициентом. Законно ли это со стороны УК ООО «Импульс»? И если это законно, то вопрос: кто должен снимать пломбу со старого счетчика и устанавливать пломбу на новый счетчик СПГЭС или УК «Импульс» и за чей счет все это будет устанавливаться? Платим за электроэнергию в ООО СаРЦ.
С уважением, жильцы дома.
Отвечает юрист Юлия Гладкая.
Уважаемые читатели, жильцы дома 9/11 по 2му Детскому проезду!
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предусмотрено:
п. 80-81.(14). Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. В заявке указывается следующая информация: сведения о потребителе (для физического лица — фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, для юридического лица — наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации, контактный телефон);предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки; сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета; показания прибора учета на момент его установки; дата следующей поверки. К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) Правил. Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 — 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
Таким образом, собственник обязан следить за поверочным интервалом и работоспособностью индивидуальных приборов учета (ИПУ), обслуживающих его жилье. В том случае, если срок поверки истек, тогда да управляющая компания правомочна указать вам на необходимость его замены, а также о нормативном начислении (применении повышающих коэффициентов). Установке подлежат модели приборов учета, сертифицированные в РФ, обязан произвести установку определенной модели вас никто не может, поскольку это ваше личное имущество. СарРЦ производит расчетно-кассовое обслуживание собственников помещений и исполнителем коммунальных услуг не является. Поэтому для снятия показаний учета со старого ИПУ и ввода в эксплуатацию нового обратитесь в управляющую организацию, с письменным заявлением, согласно указанных выше правил.
Почему люди не хотят устанавливать счетчики? С 1 января следующего года вступает в силу закон, обязывающий монополистов установить потребителям приборы учета холодной, горячей воды и газа
Почему люди не хотят устанавливать счетчики?
С 1 января следующего года вступает в силу закон, обязывающий монополистов установить потребителям приборы учета холодной, горячей воды и газа
Об этом шла речь за «круглым столом» на тему: «Об установке приборов учета, энергосбережении, о снижении нормативно-технических потерь, внедрении энергосберегающих технологий, о получении экономического эффекта потребителями электрической энергии в связи с введением дифференцированных тарифов по зонам суток».
Директор департамента Агентства по регулированию естественных монополий по городу Алматы Якулжан Баратов дал критическую оценку работе монополистов:
— Мы неоднократно обговаривали эти вопросы. И хотя последние несколько месяцев вы плотно поработали, к сожалению, в график, который сами же и подписали, не уложились.
Казалось бы, все очень просто, энергоресурсы — товар, прибор учета — весы. Взвесь, заплати — и потребляй купленную продукцию. Эффективность от установки приборов учета очевидна. Счетчики позволят потребителям осуществлять оплату коммунальных услуг в соответствии с фактическим потреблением, а предприятиям — более эффективно использовать производственные мощности. Проведенный департаментом анализ показал, что среднемесячное фактическое потребление горячей воды одним человеком в многоквартирном доме, по показаниям индивидуальных приборов учета, составляет 1,8 кубометра при норме 3,6 м3. Потребление холодной воды — 3,5 кубометра при норме 8,4 м3.
Для своевременной реализации закона субъекты естественных монополий утвердили графики установки счетчиков потребителям. Однако на деле не все идет так быстро и гладко, как ожидалось. Руководители субъектов монополий поделились причинами «пробуксовки».
Алматинские газовые сети
Генеральный директор ТОО «АГС» Куат Майгарин сказал, что низкий процент установки счетчиков объясняется проблемами технического и эстетического характера. Согласно правилам безопасности, приборы учета устанавливаются на высоте 1,6 метра над уровнем пола, в вертикальном положении и доступном для обслуживания месте. Газовые счетчики камерного типа слишком объемные и не вписываются в интерьер кухонных помещений многоквартирных домов. Эта причина, а также низкие тарифы на природный газ вынуждают людей отказываться от установки счетчиков.
АО «Алматинские тепловые сети»
Заместитель генерального директора Владимир Кирдяйкин (на фото) остановился на вопросах внедрения энергосберегающих технологий. Он подчеркнул, что в среднем один человек оплачивает за 2,11 кубометра горячей воды при норме в домах с централизованным горячим водоснабжением 3,6 м3, казалось бы, можно говорить об экономии — 41 процент. Но данная экономия не соответствует фактическому положению. Представителей АО «АлТС» зачастую не допускают в квартиры для снятия показаний счетчиков. Кроме того, выявляются факты хищений горячей воды. Подтверждением тому служит разница в подпиточной воде между отпуском с источников и предъявленной потребителям. Потери составляют около 50 процентов.
Владимир Кирдяйкин предложил создать такие условия, при которых будет невыгодно оплачивать услуги по высоким ставкам сбора. По его мнению, необходимо разработать нормативно-правовую базу, исключающую возможность получения тепловой энергии потребителями, не имеющими приборов учета. Также необходимо привести финансово-хозяйственную деятельность АО «АлТС» в безубыточное состояние и установить тарифы на тепловую энергию не ниже стоимости затрат.
АО «Алматы-теплокоммунэнерго»
По словам президента АО «АТКЭ» Владимира Тохтасунова, в этом году активно реализуется программа «Внедрение энергосберегающих мероприятий по городу Алматы на 2007 — 2015 годы». На данный момент в зоне теплоснабжения АО «АТКЭ» индивидуальными приборами учета по горячей воде оборудовано 68356 квартир потребителей из 92801, что составляет 73,6 процента. Он также отметил, что установка счетчика позволит снять все вопросы по недопоставкам тепловой энергии, исключить перерасчеты, так как оплата будет предъявляться только за поставленную услугу.
ГКП «Северо-Восточный энергетический комплекс»
Директор ГКП «СВЭК» Аманжол Жакаев рассказал о результатах проведенной ревизии приборов учета тепловой энергии у потребителей, а также установке общедомовых приборов учета тепла. Так, в зоне обслуживания ГКП «СВЭК» установлено 124 общедомовых счетчика при общей потребности 542. Индивидуальными приборами учета горячей воды охвачены 92,1 процента потребителей. Установлено 10288 ИПУ при потребности 11159 единиц. Всего выполненный объем работ по замене дефектных трубопроводов позволил сократить тепловые потери на 3 процента, или 7860 Гкал, что в денежном выражении составило около 28 миллионов тенге в год.
ГКП «Водоканал»
Внедрение приборов учета «Водоканал» начинал еще в далекие 90-е годы, рассказал исполняющий обязанности генерального директора Анатолий Прокудин. Уже в 1996 году больше 10 тысяч потребителей в Алматы платили за воду по показаниям счетчиков. Сегодня многоэтажный сектор приборами учета оснащен полностью. Но самой большой проблемой является частный сектор. При норме потребления 125 литров на человека фактическое потребление воды, по исследованиям специалистов, доходит до 600 литров на человека летом и 290 литров зимой. Естественно, при таком раскладе потребителям невыгодно устанавливать счетчики.
— Поэтому мы не подписываем никакие документы и государственные акты для легализации жилья без установки приборов учета. Это дает нам возможность заставлять потребителей воды ставить счетчики. Но мы надеемся, что с введением нового дифференцированного тарифа этот вопрос по норме потребления решится, — сказал Анатолий Прокудин.
«АлматыЭнергоСбыт»
Заместитель генерального директора по работе с потребителями Лариса Бугаева напомнила присутствующим о том, что с 1 сентября тариф на электроэнергию для потребителей города и региона Алматинской области составляет 9,37 тенге за 1 кВтч с учетом НДС.
В летний период — с апреля по сентябрь — дневная ставка тарифа, дифференцированного по зонам суток (с 7.00 до 23.00), для бытовых потребителей составляет 11,95 тенге за 1 кВтч, а ночная (с 23.00 до 7.00) — 2,58 тенге за 1 кВтч.
С октября по март дневная ставка тарифа — 12,01 тенге за 1 кВтч, а ночная — 2,64 тенге за 1 кВтч.
Общая сумма сэкономленных потребителями средств за 5 месяцев с момента перехода на дифференцированный тариф составила свыше 65 миллионов тенге.
ТОО «АлматыЭнергоСбыт» предлагает потребителям самим принять решение о применении тарифов, дифференцированных по зонам суток. Для этого рекомендуется рассчитать суточный расход электроэнергии. Сделать это можно следующим образом: зафиксировать показания счетчика в 7.00 и 23.00 и произвести расчет по зимним ставкам.
Полученную сумму за суточный расход по двум ставкам необходимо сравнить с суточной оплатой по действующему с 1 сентября 2008 года единому тарифу — 9,37 тенге за 1 кВтч.
Дата: 01.10.2008 г. Показания счетчика: в 7.00 — 25672, в 23.00 — 25678.
Дата: 02.10.2008 г. Показания счетчика в 7.00 — 25688.
Суточное потребление электроэнергии: 25688 — 25672 = 16 кВтч.
Оплата по действующему тарифу: 16 кВтч х 9,37 тенге/кВтч = 149,92 тенге.
Оплата по двум ставкам: по дневной ставке 25678 — 25672 = 6 кВтч; 6 кВтч х 12,01 тенге/кВтч = 72,06 тенге; по ночной ставке 25688 — 25678 = 10 кВтч; 10 кВтч х 2,64 тенге/кВтч = 26,4 тенге.
Всего оплата по двум ставкам 72,06 тенге + 26,4 тенге = 98,46 тенге.
Экономия составила 149,92 тенге — 98,46 тенге = 51,46 тенге.
— Возможно, применение дифференцированных по зонам суток тарифов окажется для потребителя невыгодным, — продолжила Лариса Бугаева. — В таком случае для желающих производить расчеты по единому тарифу ставка остается прежней — 9,37 тенге за 1 кВтч с учетом НДС.
В завершение директор департамента АРЕМ по городу Алматы поблагодарил всех за участие и выразил надежду на то, что имеющиеся недоработки будут устранены.
В Алматы потребность в установке приборов учета для населения по состоянию на 1 ноября текущего года удовлетворена:
— в общедомовых приборах учета тепловой энергии — на 13,7 процента,
— в общедомовых приборах учета холодной воды — на 99,7 процента,
— в индивидуальных приборах учета холодной воды — на 56,9 процента,
Электросетевые компании с 1 июля начнут устанавливать счетчики за свой счет
МОСКВА, 1 июля. /ТАСС/. Электросетевые компании и гарантирующие поставщики с 1 июля начнут устанавливать прибора учета потребления электроэнергии за свой счет. Об этом говорится в федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» от 27 декабря 2018 № 522-ФЗ.
Ответственность за приборы учета электроэнергии перейдет к энергетическим компаниям — гарантирующим поставщикам во многоквартирных домах и к сетевым компаниям в случае с прочими потребителями, к которым в том числе относятся потребители в частной жилой застройке.
«С переносом с 1 июля 2020 года ответственности за приборы учета электроэнергии на гарантирующих поставщиков и сетевые компании потребители не будут нести затраты на приобретение и установку приборов учета, что составляет 5 — 20 тыс. рублей в зависимости от сложности работ по установке и вида самого прибора учета. Также с потребителя снимается вся ответственность за обслуживание и поверку приборов учета», — сообщили в Минэнерго России.
Обязанности потребителей
За потребителем остается обязанность следить за сохранностью прибора учета, если он установлен в его зоне ответственности (например, в квартире или на земельном участке, где стоит частный дом).
«Например, если потребитель сломал намеренно прибор учета электрической энергии, то в отношении такого потребителя будут применены «жесткие» расчетные способы (увеличивается цена при расчете за электроэнергию), чтобы стимулировать его больше так не поступать, а вот если прибор учета вышел из строя из-за дефекта, то будет производиться расчет по средним значениям и никаких штрафов не предусмотрено», — сообщили в Минэнерго.
Как изменятся тарифы
Рост тарифов на электроэнергию ограничен уровнем «инфляция минус», тарифы не вырастут сверх него в связи с появлением у гарантирующих поставщиков и сетевых компаний новых обязанностей по организации учета. Расходы, появляющиеся у энергокомпаний, будут компенсированы за счет возникающей экономии, отметили в Минэнерго.
Нормативные акты, связанные с переносом обязанностей по установке и обслуживанию приборов учета с потребителей на сетевые компании и гарантирующих поставщиков, не направлены на изменение или регулирование стоимости приборов учета. Также не регламентируется вопрос поставщиков приборов учета — это свободный рынок, на котором сетевые компании и гарантирующие поставщики сами будут выбирать, где приобретать оборудование, пояснили в министерстве.
Минэнерго предполагает, что с учетом применения новых правил линейка приборов учета будет сокращена, а также будут исключены розничные продажи приборов учета, что приведет к снижению стоимости однотипных приборов учета в разрезе времени до и после 1 июля 2020 г. Основными поставщиками приборов учета будут российские производители.
Установка «умных» счетчиков
С 1 июля 2020 года сетевые организации и гарантирующие поставщики будут устанавливать «простые» приборы учета, но могут на свое усмотрение поставить интеллектуальные счетчики. С 1 января 2022 года установке подлежать только интеллектуальные приборы учета. Выбор прибора учета потребителями не предусмотрен.
Замена приборов учета на интеллектуальные будет происходить поэтапно. Новые приборы учета будут устанавливать новым потребителям в рамках технологического присоединения. Действующее оборудование будет меняться по мере выхода из строя, поломки или истечения межповерочного интервала.
Минэнерго рассчитывает, что до конца 2020 года может быть установлено от 2 млн до 2,5 млн новых приборов учета потребления электроэнергии.
Закон требует установить общедомовые приборы учета до 1 июля
Опоздавших будут штрафовать
Кого закон обязывает устанавливать общедомовые и индивидуальные счетчики, кто должен платить за них, что ждет нарушителей закона? На эти вопросы отвечает начальник городского управления по координации, анализу и тарифному регулированию отрасли ЖКХ Елена МАРЧАК.
Кто должен заплатить за покупку и установку общедомового счетчика
Согласно ст. 13 ч. 5 закона об энергосбережении именно мы, собственники жилых помещений в многоквартирном доме, «обязаны обеспечить оснащение своих домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию».
Это утверждение подкрепляет ст. 158 Жилищного кодекса, где сказано: «Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения».
Значит, хозяевам помещений рано или поздно придется раскошелиться. При этом сам процесс установки общего счетчика, а также вопрос оплаты за него может решаться по-разному.
Установить прибор учета жильцы решают сами
Обычно такой вариант выбирают в ТСЖ или в домах с активным домкомом. Здесь жильцы понимают, что требований закона не обойти, а также осознают выгоду от установки прибора учета. Как правило, состояние таких домов удовлетворительное: им не требуется срочный капитальный ремонт системы водоснабжения или электроэнергии, а на счету многоэтажки уже скопилась немалая сумма.
Ее-то жильцы и решают потратить на установку счетчиков. Для этого им надо собрать общее собрание и проголосовать. Деньги в этом случае снимаются со статьи «Текущий ремонт».
В случае если средств недостаточно, собственники могут собрать средства на установку счетчика дополнительно к основным платежам. Здесь также нужно провести общее собрание и проголосовать за целевой сбор. Если большинство собственников согласятся на дополнительные траты, то нести их придется даже тем, кто проголосовал против.
По поручению хозяев дома за реализацию этого решения возьмется ТСЖ или управляющая компания.
Счетчик устанавливается по предложению УК
Если жильцы не торопятся устанавливать общедомовой прибор учета, то такое предложение обязана выдвинуть управляющая компания. В соответствии со ст. 12 п. 7 закона об энергосбережении УК обязана «регулярно (не реже чем один раз в год) разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме». При этом требуется указать расходы на реализацию этих предложений, объем ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроки окупаемости предлагаемых мероприятий.
УК должна способствовать проведению собраний, а жильцы — либо поддержать решение об установке счетчика, либо отклонить его.
Что касается оплаты, то жителям традиционно предложат использовать деньги по статье «Текущий ремонт» или организовать дополнительный сбор средств. Иногда УК предлагает жителям поставить счетчик в рассрочку.
За установку берутся ресурсники
Если до июля 2012 г. общедомовой прибор учета так и не будет установлен, то за дело возьмутся компании, которые поставляют в дом свет, воду и тепло. Ст. 13 п. 9 закона обязывает их «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют».
Ресурсники направят всем УК и ТСЖ договор, в котором предложат подходящий для каждого конкретного дома прибор учета. Затем они сами установят счетчик. Жильцы и обслуживающая организация, в свою очередь, обязаны предоставить такой компании доступ в подвалы, к сетям и др. объектам общедомового имущества.
Платить за прибор учета придется опять же жильцам, причем можно делать это в рассрочку до 5 лет. Правда, к общей стоимости оборудования прибавятся еще и проценты, которые не должны превышать ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день начисления.
Надо отметить, что отказаться от предлагаемых услуг собственники уже не смогут. Если они не захотят добровольно оплатить прибор учета и расходы по его установке, поставщики коммунальных услуг без проблем взыщут эти деньги через суд.
Если сегодня жильцы хотят установить счетчик, а на счету дома не хватает денег и УК не может предоставить рассрочку из собственных средств, закон позволяет собственникам обратиться в ресурсоснабжающую компанию и заключить с ней договор на установку счетчика. И компания не имеет права отказать в этом.
Может случиться, что из экономии средств жильцы просто затянут установку счетчика. Тогда государство включит жесткие, но законные рычаги: на ТСЖ и УК посыплются предписания и штрафы.
Кодекс рассудит и посчитает
Законодатели предусмотрели: вряд ли все жильцы бросятся с удовольствием исполнять закон и ставить счетчики. Потому в Административный кодекс РФ внесены изменения, предусматривающие штрафы и наказания для тех, кто не успеет вовремя обзавестись приборами учета.
Если речь идет о ТСЖ, УК, ресурсоснабжающих организациях, то здесь должностным и юридическим лицам грозят штрафы от 5 до 150 тыс. руб.
Что касается собственников жилых помещений, которые после 1 июля не оплатят прибор учета и расходы ресурсоснабжающей организации по его установке, то им придется отвечать в суде. В этом случае проигравшему иск жильцу придется оплатить еще и судебные издержки вплоть до принудительного их взыскания.
Записала Анна ЖЕЛЕЗНЯК.
Инфографика
В Волгограде общедомовыми приборами учета оснащено: электросчетчиками — 56% жилых домов; холодного водоснабжения — 11%; приборами учета горячего водоснабжения и теплоснабжения — 25% многоэтажек.
Всего в Волгограде установлено 2853 общедомовых прибора учета электроэнергии, а также 1177 приборов учета тепла, 56 приборов учета холодного водоснабжения, 506 приборов учета горячего водоснабжения.
Индивидуальные приборы учета энергоресурсов собственникам жилых помещений необходимо установить за свой счет. Счетчики горячей и холодной воды должны появиться в наших квартирах до 1 июля 2012 г., газовые счетчики — до 1 января 2015 г.
На очередном общегородском совещании в мэрии руководитель департамента ЖКХ и ТЭК Владимир Агабеков доложил: оснащение жилых домов коллективными счетчиками является обязанностью управляющих компаний. В связи с этим департамент ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда ведет работу с управляющими организациями, ТСЖ и жилищными кооперативами. В ближайшее время во всех районах города будет проведена инвентаризация жилищного фонда на предмет оснащения счетчиками.
Если вы стали очевидцем происшествия, у вас есть фото или видео с места ЧП, или вы хотите поделиться своей новостью или проблемой, — пишите или звоните!
Мы доступны в WhatsApp и Viber. Вы также можете присылать сообщения в социальных сетях: в «ВКонтакте», Facebook, Instagram и в «Одноклассниках»
Звоните в любое удобное для вас время, чтобы лично задать вопросы журналистам «Городских вестей». Будем рады общению!